п. Крестьянка

История поселка Крестьянка. Лысковский район.

Относится к Красноосельскому сельсовету.

Поселок состоит из 1 улицы:

  • Солнечная которая расположена вдоль трассы М7 .

Индекс: 606245

Согласно переписи населения:

2002 года в селе проживало 9 человека из них 4 муж. 5 жен.

2010 года 9 человек из них 4 муж. 5 жен.

В поселке примерно 15 домов . Это по данным на 1.09.2017 года .

В летнее время на данном участке торгуют яблоками, грушами и другими продуктами выращенными на своем огороде и не только.

Выписка из журнала Крестьянка 1990 года

Автор статьи: Нина Корина.

Эта деревушка лежит у самой дороги: десятка два домов, на въезде табличка с названием : Крестьянка. Тем и привлекла что «тезка». По трассе мчится, громыхает двадцатый век: деревенька с любопытством смотрит на него всеми своими окнами. С веком она не в ссоре: в каждом доме под иконами-телевизор, теплицы обтянутые полиэтеленовой пленкой. Да и саму трассу старушки неплохо приспособили в хозяйстве : она им служит рынком. Трасса – их жизнь. Она же едва не перечеркнула саму деревеньку: союзного значения дорога не раз катила особо чтимую «Волгу», а что и «Чайку». А тут старый конюшенный двор, школа-развалюха… И вот вместо двора- зеленая лужайка ласкает взор проезжающих ( теперь, правда, здесь отменный бурьян):неказистая школа тоже снесена. Деревня была объявлена неперспективной. А потому газовые трубы пробежали мимо. Детям рекомендовано было ездить в красивую школу на центральную усадьбу. Благо рейсовый автобус ходит туда из райцентра как раз мимо Крестьянки.

Но дети чего-то не поняли: уехали на автобусе совсем. И родителей с собой увезли – кто в райцентр, а кто и в Горький. Туда где школа рядом  и для мам работа есть . Оставили только дедушек и бабушек – век доживать да при помощи тепличных огурцов приправок обеспечивать: огуречный промысел здесь на высоте .

Все бы ничего , да бабушки и дедушки оказались не вечны . И вот то один дом опустел, то другой. Зависла над Крестьянкой угроза гибели. А ведь она и человеческий век не прожила, год рождения ее -1924 год. Кстати, а почему деревня названа Крестьянкой?

Кому ж и знать , как не самому старшему! Нам указали «упяченный» дом Ивана Федоровича Туманина. Все дома в ряд , а этот – в глубине двора, скромно отступил от трассы.

… Блюдечко так и ходит в старческих руках. Все казалось : чай прольется. Но Иван Федорович пил аккуратно , не торопясь . Ветер губы ладошкой, пригласил в горницу.  Все не спеша, толково. Быстрая Клавдия Владимировна с грохотом придвинула стул к печке, села напротив. Зная , что муж плохо слышит, ворчливо сообщила:

— Ленивый он у меня. Замучалась с ним.

Правда, тут де похвалилась: «ленивы» Иван Федорович в свои восемьдесят лет баньку срубил новую.  Пятнадцать лет служит.

— А сколько ж Ивану Федоровичу?

— Девяносто пять стукнуло . Старик… Мне-то ведь нынче только восемьдесят.

Иван Федорович догадался , что супруга о нем судачит. Губы задрожали в улыбке:

— Все забыть не может, что вышла за вдовца  четырьмя детьми. Тридцать пять лет попрекает. Ау самой тоже ведь четверо было…

— Ты расскажи, расскажи, как танцевать-то бегал! С маленькими-то!- сварливо напомнила Клавдия Владимировна.

— И расскажу,- пообещал муж, приняв бравую осанку.

Помнил Иван Федорович и про танцы , и про первую мировую войну, и про вторую. И про «миленьких» рассказывал, про то , как пели , плясали, в лапту играли.  Какие девушки красивые были.

— И не ворчали,- глянул в сторону печки …

— Да ведь грех второй раз замуж выходить – оправдывалась Клавдия Владимировна. Только как было детей-то поднять ? А он и своим, и моим детям хорошим отцом был. А пел как! Восемьдесят пять справляли- до сих пор его «Последний нонешний денечек» помню. Потом голос стал дрожать . А руки крепкие были- до девяноста лет  в колхозе работал лентяй-то мой…

Вспоминает Иван Федорович: земли в селе не хватало , а на выселках по полгектара на едока давали. Когда стало тесно в отчем доме, отселился сюда и Иван Федорович. Еще двенадцать молодых семей нашлось – переехали. Правда не в чисто поле — сперва дома поставили.  Почему выселки крестьянкой назвали ? Да из озорства. Молодые были , жен своих любили. Каждому хотелось в честь своей жены новую деревню назвать . Но имена-то у всех разные , зато звание одно : крестьянка. Так и стала деревня Крестьянкой.

Земля была ровная, хорошо удобренная: у каждого ведь на подворье лошадь была, корова, мелочь всякая. Тех кто уезжал на выселки, семья старалась получше снарядить понимали: начинать на новом месте трудно. Лодырей сюда не тянуло : из большого, обжитого села- да на новые земли ? Нет уж!

На покосы, на жнитво выходили с песнями – с какой тоской о них сейчас вспоминают! По праздникам, намывшись в баньке, у кого-нибудь собирались – на блины, драченики. Два десятка домов как одна семья. В лютые годы Крестьянка не пострадала: кого ж раскулачивать , когда все живут ладно? Доносы никто ни на кого не строчил- так и спасли деревушку труд да дружба. И потому сохранился здесь особой хозяйский уклад. Мечта каждого крестьянина, чтобы дети выучились, обернулась реальностью. Теперь матери друг перед дружкой своими студентами хватали, сосед соседа уважал не только за добротный дом, но и за выросшего в доме ученого , врача, инженера. Кого только не дала миру Крестьянка. Но и в деревне было кому работать , остались молодые руки и умные головы.

Когда ж это началось? С какого дня деревня начала гаснуть, стареть? Что подточило устои? Похоже здесь об этом не задумывались,  просто шла жизнь и шла, как складывалось. Но все воспоминания, рассуждения упирались в тот период, когда , будто чей то тяжелый кулак, обрушилось на их колхоз слово «укрупнение». Потом их разукрупняли, потом укрупняли по-новому, потом пришла специализация. И никто с ним ни разу не посоветовался, их мнением просто не интересовались. Да они бы его и не высказали: зачем? И кому? Вон тем, кто сидит за столом и кроит по живому?

Жизнь по команде как то незаметно придавила деревеньку. От самих колхозников ничего не зависело и ничего не требовалось. Постепенно к этому привыкли и даже оценили, не надо голову ломать. В колхозе начали работать вполсилы, а потом и вовсе стали приходить как на вокзал: чужой груз перевезти да деньги какие-ни-какие получить. И конечно, ради огорода: чтоб не отрезали.  Сметливые хозяева, они не пропали, ушли в свои огороды, понастроили теплиц- и уж тут себя не щадили! И чем больше в семье появлялось горожан, тем длиннее вырастала огуречная грядка , а позже теплица. Последних детей старшие буквально выталкивали из деревни в институт- куда  угодно, только не здесь, где ты зависишь от «столоначальника», где тобой командует тот, кто сам на земле ничего не создал.

Вот так и оказались был нарушен извечный уклад крестьянской жизни, когда старость находилась под присмотром молодых, а дом передавался по наследству. Те в честь кого названа Крестьянка, сами не заметили , как настигла их старость ,немощь. Наследники не возвращались в крепкие отчие дома. Пришлось их по мере опустения продавать. Иногда и на вывоз.

В центре деревни, у калитки, «танцует» перед высоким мужчинойсухонькая старушка в красной студенческой куртке. Кружит , преседает, размахивает руками. Это Елизавета Ивановна Морозова- баба Лиза- председателю сельсовета на соседа жалуется. Сосед дачник Борщев, оттяпал у нее добрый кусок огорода.  А она ведь его своими руками обихаживала вскапывала, комочки пальцами разминала. До Борщева в соседнем доме старушка жила огород конечно , запустила- совсем была деревня. У дома лишь грядочку- другую вскапывала. Остальное травой заросло. Так ты ж мужик, вскопай целину-то! Но Борщеву не хочется огорода длинного , хочется широкого. Попросил «вон тот кусочек»-баба Лиза уступила. Он и вошел во вкус: уже не спрашивал. Бабка старая, а ему здесь «фазенду» для детей и внуков обустраивать. Вот и теснит, как ему хочется.

— Да вы не волнуйтесь- утешает Сковородников, председатель сельсовета, плачущую бабу Лизу.

— Найдем на него управу . Миром не захочет- с колышками придем.

Баба Лиза , услышав про колышки, на мнуту затихла, а потом снова принялась кружить и порхать перед председателем, чтоб он получше ее беду распознал…

И мы заволновались насчет «колышков», но оказалось, что председатель не драться собирается, а отмерить положенные дачнику шесть соток. Пока не идут на это , ведь отрезанные «лишние» сотки мелколесьем зарастают.

С печалью говорил об этом ровесник бабы Лизы, Федор Иванович Носков, с шести лет живущий в Крестьянке . Указывал на заросли, тревожился о будущем деревни. У него  на то своя причина. У «причины» голубые глаза и русые волосы. Говорят, доброе сердце. Сын. Зовут Александром, 35 лет. Как и первенец Федора Ивановича, Александр тоже уезжал из отчего дома. Офицер милиции, служил в большом соседнем селе в ЛТП. Да не перенес, видно , чужих унижений- сам подружился  с рюмкой «Списали на берег». Теперь и Крестьянки в колхозе работают… аж три человека: механизатор, шофер и вот он Саша Носков. Значит ,что ж: на Крестьянке крест поставлен? Ведь даже огуречный доходный промысел со временем свернули старики по причине немощи в руках.

Лишь на краю деревни как ни в чем не бывало стоит роскошная теплица размером сотки в четыре. Владелица ее – Нина Сергеевна Крайнова, недавно вышедшая на пенсию. К ней и зашли мы узнать о планах на будущее, за которыми надеялись разглядеть и будущее деревни.

Наверно , входя в дом, мы нечаянно заперли в сенях хозяйскую дворняжку, и теперь , когда потекла за столом беседа , она заливисто требовала выпустить  ее на волю. Нина Сергевна попросила гостившую у нее внучку второклассницу Ниночку, открыть дверь. Красивая девочка с огромным бантом легла на диван. Собака настаивала.

— Ниночка , ну открой собаке! – снова попросила бабушка .

Ниночка лениво потянулась  и обворожительно нам улыбнулась . С места не сдвинулась.

— Кому говорю, выпусти собаку!

Ниночка кокетливо поправила бантик. «Ох, ленивая!»- подумали мы, недобро взглянув на бабушкину внучку.  И только  из воспитательных соображений да щадя бабушкино самолюбие не пошли открывать дверь. Впрочем, кажется, и Нина Сергеевна не поднялась по той же причине, «доконав»-таки Ниночкино упрямство.

Но вот Нина Сергеевна приглашает нас в теплицу- она ею явно гордится, хочет показать гостям и стеллажи для рассады, и печку-буржуйку, которую покойный муж соорудил для обогрева, и святая святых- огуречные хоромы. Едва поднялись из-за стола- Ниночка за пальто да на улицу.

— Шапку-то , шапку надень,- беспокоится бабушка. Но внучкин бантик уже в дальнем углу теплицы качается.

— Мы ей не разрешаем сюда ходить , — говорит Нина Сергевна.- Она у нас слабенькая, а тут такая духота, влага! Успеет еще , наработается.

— Огуречники – это же страшное дело!- вспомнились слова Владимира Павловича Титова, первого секретаря райкома партии.- Они же не только свое здоровье губят, но и детей не щядат. Зимой районная больница «огуречниками» забита, здоровье поправляют чтобы по весне снова за дело взяться. Огуречный «куст»- это несколько окрестных деревень-беда наша.  Сколько пытались выкорчевать его- не получилось. Теперь им и вовсе раздолье. А каково колхозам?

Крестьянка в «огуречный куст» не попала только пото, что одни старики остались. Так, маленький кустик. Но ведь опыт «огуречников» — это же колхозное достояние! Может , не выкорчевывать «кусты», а помочь людям? Ведь здесь мастера, таланты!

— Да ведь с нас не огурцы, а зерно , мясо требуют, — сетует секретарь райкома. –Да и возни с ними ! У частников –то все отработано, и трасса рядом.

Весной по дорогой цене огурчики продают. Куда только не ездят с ними!

— Договариваемся с водителями, — говорит Нина Сергеевна. – Погрузить мешок-рубль, за перевозку-два, а то и дороже. Вот и нагонаем цены, чтоб себе не в убыток. Да если бы на дом приехали да по сходной цене приняли, неужто тратили бы силы на дальние поездки? Только никому наши огурчики здесь не нужны. А в Горьком прилавки пустые.

Как и другие деревни, всколыхнуло Крестьянку пять лет назад обнадеживающие слово «перестройка». Как и в других деревнях, пока еще мало что перестроилось. Не в давнем прошлом, не в застойные годы- сегодня, в наши дни все так же где-то за столом решают судьбу крестьянина, не советуясь с ним.  Вот уже новые- перестроечные – «операции»: чехарда с председателями.

У колхоза здесь звучное название «Победитель». Давно побеждена инициатива крестьян. И потому, когда опального директора керамического завода, расположенного рядом с ЛТП, «спасали» от неприятностей ( чем-то он там не угодил своему начальству), решили поставить его … председателем колхоза. Ни опыта у нового председателя не было, не крестьянской закваски, но.. Хороший человек. Вот только о колхозе ни кто не подумал. И колхозников не спросили , хотят ли они керамиста в председатели. Но проголосовали: не привыкать. Говорят, похлеще были примеры: одним колхозом поставили руководить… оркестранта! Так что керамист еще не вся беда.

Видно, и впрямь новый председатель оказался хорошим человеком: люди приняли его. Не командовал, не задавался, о деле болел. Возродил процветавший здесь когда-то хозрасчет, перевел всех, в том числе и себя, на оплату с продукции. Кол-хоз начал выравниваться. И вдруг председателя «рекомендуют» переизбрать . Видно , еще кого-то пришла пора «спасать». Согласились колхозники с трудом и лишь потому что «шел» на повышение. Но вскоре категорически потребовали вернуть его обратно: дела в колхозе ухудшились . А он поблагодарил колхозников за доверие, но сказал: «Поезд ушел». Потому что , оказавшись на повышении с зарплатой куда меньшей, чем в колхозе, он внимательно осмотрелся и увидел старый списанный сарайчик недалеко от своего огорода- в нем прежде гербициды хранили. Отмыл его , оборудовал, взял трактор в аренду и стал на семейном подряде бычков выращивать. Понял, как ненадежна должность председателя: сегодня тебя «рекомендуют», а завтра… Арендатор куда стабильнее.

Избрали тогда председателем колхоза его одгодка и главного помощника в колхозных делах: секретаря парткома Виктора Анатольевича Упадышева. Посмеялись колхозники: Упадышев — и «Победитель», но проголосовали. А Упадышев не только продолжает начатое предшественником, но и очень рассчитывает на него. И как на арендатора- это первый опыт в колхозе, но Виктор Анатольевич связывает с ним будущее, так как убежден: аренда- наиболее приемлемая форма существования в здешних хозяйствах. И как на…председателя сельсовета, от которого тоже зависит , пойдет ли аренда. Да,да, это и есть тот самый Сковородников, который взял под защиту бабу Лизу. Юрий Алексеевич теперь и сам не знает , кто он по совместительству: председатель сельсовета или арендатор. Сорок лет, силы есть – везде успевает. Из «ядовитого» сарайчика маленькую ферму сделал- загляденье. Без зависти , как водится, тоже не обходится. Но присматриваются не только завистники.

Колхоз «Победитель»- мясо-молочного направления. Так когда-то распорядилась специализация. Поэтому Упадышев так заинтересован в появлении арендаторов на откорме бычков. И Крестьянку может спасти только аренда. Ведь аренда – это уже повод провести сюда газ. Потому что кто ж проведет его для пенсионеров? А газ-это возможность возвращения в деревню тех, кто не больно в городе устроился или душа на родину тянется. Есть такие. Может , и внучка Нины Сергеевны, когда подрастет, бабушкину теплицу из рук в руки примет. Возрождение деревни, прекрасно расположенной, колхозу не лишней, хорошо просматривается за этим будущим газопроводом. И. может быть , важнее, чем перспектива сварить суп на газовой плите ( в конце концов привозной, в баллонах, газ и сейчас в каждом доме) , и даже важнее разрешимой с помощью газопровода проблемы отопления. Которая сегодня для стариков наиболее болезненная.-тешит людей само проявление заботы о них: не забыли , побеспокоились- значит , не зря они жизнь прожили, значит , нужны кому-то. И будто даже окошки , выходящие на трассу, светлее стали с тех пор, как вопрос о газе был решен: председатель сельсовета Сковородников сумел таки внести Крестьянку в списки первоочередников как очень даже перспективную деревню.

Мы лишь приоткрыли несколько «страниц» из жизни Крестьянки, лишь бегло прочли несколько «строчек». Но в них- боль и радость ,и тревожное предупреждение: нельзя, сидя за столом кроить по живому, нельзя так небрежно относится к земле , к традициям, к опыту народному. К крестьянину. Время сегодня работает на него, на деревню с хорошим названием Крестьянка, которая выбежала на трассу, будто желая не отстать , выжить , и мы от души желаем ей этого.

1 комментарий на «п. Крестьянка»

  1. Татьяна говорит:

    в журнале «Крестьянка» за 1990 г в №2 есть интересная статья об этом поселке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.