с. Исады

Село относится к Трофимовской сельской администрации. Название связано с местом схода с судна на берег или место установки рыболовных снастей .

Название широко распространено по всей Волге и Оке. Село известно тем, что здесь сделало остановку русское войско во время похода Ивана IV (Грозного) на Казань в 1548 году. В память тех событий был основан монастырь с шатровым храмом в честь святого Стефана, колокола и утварь для обители Иван Грозный указал доставить из Нижнего Новгорода.

С восстановлением Макарьевского монастыря в 1620 году Исады переходят в его владения, в селе образуется рыбацкая слобода. А с развитием Макарьевской ярмарки Исады используются еще как удобная пристань для переправы с Лысковской стороны. Монастырские власти для сбора за паромную переправу установили избу приказчика и часовню. После переноса ярмарки в Н. Новгород пристань в Исадах приходит в запустение. Исады становятся придатком богатого и торгового Лыскова.

Еще одно упоминание о данном селе .

Селений с названием «Исады» в стране немало , ибо термин обозначает место высадки на берег, торговую пристань с базаром, где выменивались привозные товары, правда , есть и другое значение термина- песчаная коса, заросшая тальником и ивами.  Все это правда в разные времена, имело место и в истории Исад!

Обращаясь к истории нижегородских сел, нам неоднократно приходится констатировать , что даты их первооснований «теряются в глубине веков». В данном же случае известны не только год и месяц основания Исад, но и причина создания здесь монастыря.

В 1547 году молодой великий князь Иван IV был провозглашен первым русским царем. Тем самым подчеркивалось не только величие, но и полная независимость государственности России от кого бы то ни было . Но страна продолжала жить в постоянном страхе перед частыми внезапными вторжениями то крымского, то поволжских ханств. Монголотатарское иго было давно уже свергнуто. В Казани с XI  века нередко ставились сторонники Москвы, но достаточно было там в междоусобных распрях захватить власть ее противникам, как на русские земли организовывались военные походы. И вновь , в который уж раз ,дымами пожарищ окутывались села и города, тысячами угоняли хлеборобов и ремесленников для продажи в рабство . Поэтому главной задачей молодого царя стояло включение земель Поволжья в систему единого централизованного Русского государства, чтоб Волга- главная воднотранспортная магистраль не разъединяла , а наоборот,  связывала населявшие ее берега народы, стала мирным путем торговых и культурных их общений.

11 декабря 1547 года Иван IV со всем свои многочисленным воинством двинул из Москвы в Понизовье и 26 января 1548 годы был уже в Нижнем Новгороде. Целую неделю воинство готовилось здесь к дальнейшему походу на Казань: грузили заготовленное заранее продовольствие на обозы, ремонтировали одежду и оружие, оковывали прочным железом колеса пушечных станин большого осадного «наряда».

Лишь 2 февраля полки Ивана IVдвинулись частью по льду, казалось крепко уже вставшей Волги, а частью вдоль нее по правому берегу.  Первую ночевку войска сделали в селе Ельне, вторую – под Работками . Да только сама природа , казалось , была против этого похода. Сильные морозы вдруг сменились оттепелью.

Три дня простоял Иван четвертый под Работками ,ожидая возврата холодов, а затем, приказав полкам под командованием Дмитрия Федоровича Бельского идти по нагорной дороге дальше, вернулся 10 февраля в Нижний Новгород « со многими слезами, что не сподобил Бог его к путному шествию»

Но русские войска по раскисшей хлеби ушли недалеко , лишь до устья речки Сундовик, где и встали , ожидая холодов. В это время, вознося к небу мольбы о благополучии похода, и основали русские воины на становище небольшой монастыре к в честь святого Стефана, срубив в полугорье над Волгой стройный шатровый собор, а для оставшихся там нескольких иноков- кельи в ограде и «кладные» амбары.

Обо всем этом было сразу доложено Ивану четвертому . В течение всего следующего года молодой царь помнил о вновь основанной нижегородской обители.

Лучшим доказательством этому служит факт, что когда во время нового похода на Казань Иван IV прибыл на следующий год сюда, то вложил в монастырь личные свои щедрые дары: специально отлитые в Москве три колокола, икону с золотым фоном Смоленской божьей матери, а также написанное от руки и красочное непрестольное Евангелие. О вкладе «великого государя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержавца» в Стефаньевский монастырь помнил  почти два века, но после неоднократных пожаров в 18 столетии об этом как-то забылось. Память об Иване Васильевиче (Грозном) и его походах по нижегородской земле сохранили летописи и древние документы .  А они рассказывают о следующем.

В 1570-х годах по юго-восточным землям Нижегородского края прокалились волны так называемой «Черемисской» войны. Подвергся тогда разорению и Стефановский монастырь. Затем Россия погрузилась на десятилетия в «Смуту». Все это время монастыре к оставался небольшим ,с одним рубленным храмом, в окружении 18-двровой бобыльской слободки, где жили бортники и древоделы ,  кузнец и шорник, обслуживавшие путников Казанско-Нижегородской дороги, ведущей из Москвы в волжское Понизовье, а далее – в Персию и Индию.

К 1621 году в установившихся более или менее мирных условиях жизни края под защитой обители были срублены 19 государственных житниц , в которые на исходе каждого лета ссыпался «ясашный»(оброчный) хлеб нерусскими народами. Зимним первопутком его на санях отправляли в Москву прямо на государев Житный двор, так что о Стефановской обители не только помнили , но и временами проявляли заботу в Кремлевских царских теремах.

Летом с началом судоходства по Волге под Стефановский монастырком регулярно устраивалась торговая пристань, где продавались и обменивались купцами всевозможные привозные товары. Здесь же от государевого лысковского кабака летом учреждалась «пьющая изба» с ледниками , дававшая казне весьма значительные доходы. Именно тогда, в XVII столетии , местечко стало чаще именоваться «Исадами», что более точно отражало новое его назначение торговой прибрежной пристани.

Благоприятные условия жизни и занятия ремеслом ( любые наработанные товары сразу же находили покупателя) привели к появлению здесь ремесленников самых различных профессий .

Сохранилось подлинное описание Исад, воссоздающие во всех основных элементах облик древнего монастыря, в том числе собора , после подновления его в середине XVII века лысковчанами- промышленниками Муромцевыми»… на реке на Волге на берегу, на устье речки Сундовика , монастырь архидиакона Стефана. Ограда бревенная ветха, рублена в лапу. В монастыре святые ворота, на воротах образ Спаса Вседержителя, да образ персвятой богородицы, да образ Ионна Предотечи и прочих святых восемь образов, писаны на красках. В монастыре церковь во имя господа бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да в переделе первомученника архидиакона Стефа на древяная, рублена в угол: с осмериком поверх осмерика, шатер, маковица обита деревянную чешуею, крест обит белам железом…»

Стефаньевский монастырек в 18 веке оставался по-прежнему малолюдным. В тех рубленных кельях жило еще пять иноков. Возле же монастырка сохранялась приписанная ему слободка из 21 двора, 85 бобылей которой платили в обитель денежный и натуральных оброк. Исады жили бедной, размеренной жизнью. Но на них с особым интересом поглядывали власти рядом расположенного , становящегося год от года все более могущественным и влиятельным, Макарье-Желтоводского монастыря.

Правившая страной царевна Софья уже неоднократно получала их челобитие о приписке Стефаньевской обители к Макарьев-Желтоводскому монастырю. Наконец создалась ситуация, когда отказать им царевна уже не смогла. Еще в 1682 году, когда Софья Алексеевна при помощи стрельцов узурпировала в Москве власть, она пожаловала макарьевскому архимандриту Сергию право полного таможенного сбора на ярмарке. Это были огромные по тем временам суммы, поэтому, укрепившись на троне , царевна в 1685 году объявила ранее данную жалованную грамоту недействительной с официальным объяснением, что была получена в «смутное время». Но при этом требовалось хоть как-то сгладить ситуацию. В качестве компенсации за потерю особых прав на ярмарке 10 декабря 1686 года был издан правительственный указ о жаловании Исад в Макарьев-Желтоводский монастырь в качестве вотчины.

К концу XVII столетия деревянная церковь в Исадах обветшала. В 1701 году власти Макарьев-Желтоводского монастыря указали срубить здесь новый храм.  Возведение шатров было запрещено еще в 1652 году патриархом Никоном, поэтому новый храм срубили пятиглавым, более скромным по облику.

Наряду со старой православной появилась единоверческая церковь.  В 1896 году , в преддверии открытия в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленно-художественной выставки , исадовцы стали стоить каменный храм , который сохранился до наших дней.

Таким образом, многовековая история Исад наглядно доказывает возможность здесь не только активной хозяйственной жизни , но и процветания села при учете географических, природных и исторических условий .

Возрождение русских сел во много зависит от областных и центральных властей, но не меньшую роль в этом играют личный вклад каждого сельчанина . Приватизация земли – появление на ней заинтересованного хозяина, — думается, сегодня единственный путь возрождения Исад, которые могут , а главное – должны стать здравнице и щедрым садом нашего древнего Нижегородского края .

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *