с. Кириково

Данное село является сельским административным центром. Название его произошло по  нескольким версиям по финно-угорской основе, означающее «обломок» ,и  по другой от марийского имени Кирик, что означает «вестник» или»глашатай», т.е. оповеститель приближения врага.

Долгое время Кириково являлось боевым форпостом защитников Олениного острога. По установившимся правилам 15 века у каждой крепости существовала особая система оповещения-при появлении вражеского войска, на высоких холмах разводился большой костер , который можно было увидеть на дольнем расстоянии. Подаваемый сигнал с горы Большая Курочка принимался в Кирикове, откуда набатом отзывался в Лыскове.

В Писцовой книге упоминается с 1624 года, как приселок Лысковского посада.

Знаменито Кириково еще тем, что в 1630 году местный священник Анания организует кружок церковнослужителей , поставившего перед собой задачу за духовное очищение жизни. В Кирикове собрались , и долгое время проживали в доме Анания известные и выдающиеся уже тогда церковные деятели России. Среди них выделялись Иван Неронов, Павел Коломенский, идеолог раскола Аввакум Петров , а также ближайший в последствии его сподвижник, строитель Лысковского Казанского монастыря Авраамий. С большим вниманием и жаждой познания вслушивался сын Никита Минов ( будущий патриарх Никон).

Так же в Кирикове долгое время проживал выдающийся русский изограф Симон Ушаков, создатель удивительного образа преподобного Макария.

 В селе имеется Архитектурный памятник  Успенская церковь построенная в 1692 г.В первой половине XVII в. священник Ананий, служивший в деревянной тогда кириковской церкви, был учителем Никиты Минина, будущего знаменитого в истории Руси патриарха Никона (уроженца с. Вельянминова, ныне Перевозского района Нижегородской области). Иларион, сын Анания, в дальнейшем стал митрополитом Суздальским и духовником царя Федора Алексеевича. Под конец жизни он поставил в родном селе каменную Успенскую церковь.

 Кубический объем церкви ограничен четкой линией горизонтального карниза, в верхнюю часть которого входит ряд небольших арочек. В этом архитектурном приеме можно видеть рационализм петровского времени- сложное покрытие полукруглых закомар заменено теперь простой четырехскатной кровлей. Внутреннее пространство небольшой церкви перекрыто сомкнутым сводом, несущим одну глухую главу. Карнизы, обрамления окон с кокошниками, перспективный портал западного входа — все выполнено в характере средневековой русской архитектуры. Эти пластические детали, как и проемы окон, расположенных в верхней части южного фасада, оживляют гладкие плоскости стен, разделенных в хорошо найденных пропорциональных соотношениях. К церкви пристроен невысокий алтарь, несколько позже, с севера — придел, после чего проемы открытой первоначально галереи у западного входа были заложены, и она превратилась в паперть, а главный вход устроен под арками пристроенной к юго-западному углу небольшой шатровой колокольни, такая необычная композиция придает живописность этому небольшому сооружению.

В настояшие время село состоит из 5 улиц:

Ключевая

Молодежная

Новая

Полевая

Трудовая

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *