Лысковский район.

Древнейшая история Лыскова.

Происхождение названия »Лысково». Существует несколько версий происхождения названия »Лысково». Некоторые считают, что оно происходит от Лысой горы, около которой расположен город. Согласно другой версии название имеет патронимическое происхождение. По легенде, татарский хан Лыско захватил существовавший на месте Лыскова древний булгарский город Сундовит(X-XIII в.в.). Третьи связывают название с именем атамана В.М.Лыско-Чертова, упоминаемым в истории XY века.
Древнейшая история. Археологические раскопки на территории Лысковского района подтверждают, что люди здесь селились еще в эпоху неолита. Стоянка Потопай относится к так называемой Балахнинской культуре и датируется 3 – 1 половиной 2 тысячелетия до нашей эры. Поселение на Олениной горе возникло в эпоху бронзы — 3-2 тысячелетие до н.э. Баранниковское городище — это середина 1 тысячелетия до н.э и относится к Городецкой культуре.
Первое летописное упоминание о Лыскове относится к 1410 году. В этом году, согласно жалованной грамоты Нижегородского князя Даниила Борисовича, пустынь на Лыскове была подарена Благовещенскому монастырю. Хотя поселение на этом месте существовало задолго до этого времени.
Древнейшее поселение возникло еще в эпоху бронзы. Место для городища было выбрано не случайно — это мыс высотой до 40 метров Олениной горы, омываемой с одной стороны Волгой ( Волга протекала тогда непосредственно под горой, ее русло начало меняться около 300 лет назад, и река отошла от Лыскова на 2 – 3 километра), а с двух других – Сундовиком с его труднопроходимыми, заболоченными берегами.
Следы древнейших обитателей Олениной горы были обнаружены на северо-западе на глубине 60-100 см., относящихся к Городецкой культуре. Здесь найдены остатки укреплений — древний ров, а также многочисленные предметы быта (кремниевая стрела, скребки, костяные иглы для сети, фрагменты глиняной посуды с »сетчатым» орнаментом. Все эти материалы относятся к II-IV векам нашей эры. По неизвестным причинам поселение было заброшено и возобновлено русскими только во времена Великого Нижегородско — Суздальского княжества (1341-1392 г.г.). Археологами в северо-восточной части крепости обнаружены остатки русской деревни на глубине 30-40 см. Было найдено четыре сооружения. В первом из них — глинобитная печь для выплавки железа, обломки невыкованного железа, шлака и кусков лимонита- местной болотной руды.
Вторая постройка- жилище рыбака. В центре размещался очаг. Здесь были обнаружены глиняные грузила, костяной крючок, гребень, кости осетра, обломки керамики.
Третья постройка, вскрытая частично, была под валом крепости, что указывает на то, что поселок существовал ранее крепости и был уничтожен до ее построения.
Наиболее интересную находку исследователи обнаружили в четвертой постройке. Здесь рядом с остатками глинобитной печи было найдено большое количество обугленных зерен ржи и полбы. Такая находка на территории области была сделана впервые.
Поселение просуществовало до середины XIV века, и было уничтожено пожаром. В 1367 году в пределы Нижегородских земель вторгся хан Булат-Темир и опустошил села по берегам Сундовика.
Выжженные татарами по Сундовику 6 сел, в том числе Садово, Заряховское, Запрудное, Замухарки, купил у князя купец Тарас Петров, о котором летопись сообщала, что »больши ево из гостей не было», то есть богаче в Нижнем Новгороде. »Откупив своею казною полону множество всяких чинов людей», купец поселил их на свободных плодородных землях. Можно предположить, что именно тогда было заселено и Лысково, а для защиты срубили на Олениной горе крепостицу.
Сундовит. Некоторые историки придерживаются мнения, что на территории Лыскова существовал булгарский город Сундовит. В VI-VII веках в места, где позднее образовалась Нижегородская земля, приходят булгары и колонизируют ее. Некоторые факты подтверждают это. Так на Соборной горе сохранилось обширное древнее захоронение, в котором есть могилы, где покойники похоронены в сидячем положении, что не характерно для славян. Там же были обнаружены жителями кувшины восточной работы.
Во второй половине XIX века на усадьбе Н.Е.Стогова было отрыто 6 стен, сложенных из крупных и очень твердых кирпичей, встречается много белого камня и углей, найдено несколько лепных изображений. По мнению самого Стогова, постройке не менее 300 лет. Сундовит упоминается еще в 1178 году, когда князь Мстислав с воеводой Борисом Жидоловичем взял и разгромил булгарский город Сундовит. Скорее всего город был уничтожен монголо- татарами Батыя.     

                                  Оленина гора – древнейшая крепость.
Свое название крепость, а позднее и деревня — Оленина гора — получили от женского имени Елена или Олена. Крепость была построена в конце XIV – начале XV веков нижегородскими князьями, желавшими укрепить свою власть в Поволжье. Самое раннее описание Оленина Острога находится в переписных книгах Кириллы Симанского и Галактиона Михайлова за 1665 год и последнее описание в отказных книгах Ивана Левонова за 1700 год.
Место было выбрано не случайно. Гора в те времена с трех сторон омывалась водой: с северной стороны — Волгой, с восточной и южной- Сундовиком. Сундовик тогда впадал в Волгу у северо – восточного угла крепости, а Лысково располагалось непосредственно на правом берегу Волги.
Крепость. На Олениной горе в виде четырехугольника был возведен земляной вал высотой 3 и шириной 2 метра. Наиболее высокая часть вала располагалась с западной стороны , тут она наиболее хорошо сохранилась до сего дня. Так как с трех сторон были крутые скаты 30 –40 – метровой высоты, а с западной этого не было — то здесь был вырыт глубокий ров.
Восточный вал имел в длину 573 метра, северный – 644, западный – 356 и южный – 674 метра, а общий периметр земляного вала составлял 2247 метров. Чтобы вал не осыпался, в его основание были заложены деревянные конструкции, а внешняя сторона насыпи обложена крупными кусками обожженной глины. По земляному валу была поставлена деревянная стена в виде частокола »острог сосновый и дубовый», высота которого составляла 4,5 – 5 метров. С внутренней стороны к частоколу были приделаны подмостки, на которых находились стрельцы крепости.
Кроме деревянного частокола в крепости было десять башен. По писцовой книге 1665 года видно, что три башни стояли на восточной стороне, три — на западной, две башни , между углами, стояли с северной макарьевской стороны, а две – на южной головковской стороне. Две башни, шестиугольные, были проезжими. Одна из них стояла почти на углу, ближе к Головкову, другая располагалась на западной богомоловской стороне.
Внутри этих проезжих башен были двойные ворота. Через них проходила дорога из Лыскова на Нижний Новгород. Через рвы были положены мосты, а во рвах стоял деревянный, врытый в землю, частокол. Проезжие башни были высотой 12 – 13 метров, в окружности – около 30 метров. Они имели два яруса, шатровые кровли, стены рублены »в замок».
Остальные восемь башен были четырехугольными, высотой 9 – 10 метров, в окружности 20 – 24 метра, рублены »в угол». Эти башни глухие, непроезжие. Одна из них, на южной головковской стороне, была тайницкой. »Под той башней к реке Сундовику выведен за город тайник. Во рву поставлен сруб сосновый, а внизу выкопан колодец для городской водяной нужи». Сейчас в этом месте образовался большой овраг.
Кроме этих башен, на восточной стороне крепости были ворота, сооруженные в самой крепостной стене, через которые местные жители ходили за водой на Сундовик.Оленина гора в XVII веке.

Боевая служба. Боевая служба крепости началась в 1411 году, когда сыновья бывшего трижды Великим нижегородско- суздальским князем Бориса Константиновича Даниил и Иван, объединившись с булгарскими, жукотинскими и мордовскими князьями, разбили находившиеся в крепости московские войска под предводительством сына Дмитрия Донского Петра. Летописец записал: »Был бой князю Петру Дмитриевичу на Лыскове с князи Нижнего Новогорода, велми силен бой был, и сташа князи на костех».
Немаловажную роль сыграла Лысковская крепость в событиях января 1536 года. Тогда татары ходили на Нижний Новгород, выжгли Балахну и подошли к Лыскову. Хотя сражения не произошло, русские и татары разошлись под покровом ночи, но защитная роль крепости для жителей оказалась бесспорной.
После завоевания Иваном IV Грозным Казани и Астрахани необходимость в крепости, как пограничном форпосте Руси отпала, крепость начинает разрушаться. В писцовой книге за 1665 год сказано: » И всего в остроге десять башен. Около того валу и острогу 925 сажен. И с того числа валу и острогу выгнило и вывалилось и водою вымыто 134 сажени».
В 1681 году ситуация еще более ухудшается :» И всего в остроге девять башен, а десятая сгнила и развалилась… А пищалей и зелья (пороху), и свинца и никакого заводу, и служилых людей в том остроге нет». А в 1700 году остается только четыре башни. Сокращается количество дворов в деревне Оленина гора до семи, а людей до 23 человек.
В XVII веке по указанию боярина Б.И. Морозова лысковские крестьяне пытались ремонтировать крепость, но позднее от этой затеи отказались.
В крепости останавливался в 1552 году Иван Грозный с войском для отдыха. На обратном пути после покорения Казани он приказал исправить крепость и оставил в ней гарнизон. Но в дни разинского движения в Лыскове эта крепость уже не могла играть какой — либо военной роли. На смену отжившей свой век деревянной крепости на Олениной горе приходит Макарьевский монастырь, окруженный кремлевскими каменными стенами и башнями. Именно туда переводится гарнизон, но уже для защиты от воровских людей и бунтов.
Деревня Оленина гора просуществовала до 1744 года, после чего жители переселились в Лысково. Оленина гора покрывается сосновым лесом и становится местом отдыха лысковчан. Сосны хорошо сохранили укрепления крепости, но в 1911 году сосновая роща была куплена у головковских крестьян лысковским купцом — лесопромышленником И.И. Фокигиным. Роща была вырублена, после чего валы стали быстро разрушаться.
В последствии земли на Олениной горе стали использоваться под сельхозугодья, что продолжило процесс разрушения памятника истории. До сих пор эта заповедная территория принадлежит колхозу »Заветы Ильича» и ежегодно распахивается.

                                          Лысково в XV –XVI веках.

В XV –XVI веках Лысково оставалось административным центром обширной территории Закудемского стана во главе с наместником-управляющим, пограничным опорным пунктом Московского государства с землями ханств Поволжья. Соседи осуществляли многочисленные набеги, принося огромные страдания населению. Вместе с разорением они приводили к убийствам и рабству на невольничьих рынках Крыма, Кавказа, Европы. Земли пустели, но вскоре вновь обживались за счет »охочих людей на льготы». Так в 1423 году часть лысковских земель была подарена московским великим князем Василием Дмитриевичем ( старшим сыном Дмитрия Донского) нижегородскому Благовещенскому монастырю для заселения. В жалованной грамоте говорилось: »…и кого к себе на те пустоши перезовет людей и тутошних старожильцев и тем людям на три года не надобе ни которая моя дань, ни писчая белка, ни ям, ни подвод, ни иная никоторая пошлина, а кого к себе перезовет людей из иных княжений, а не моеа отчины из Великого Княжества, и тем людем, пришлым на 10 лет не надобе никоторая моя дань…, не судят их, оприч душегубства и разбоя с поличным».
Вновь призванные на пустующие земли крестьяне освобождались от дани, получая возможность отстроить дом и двор, завести домашний скот, освоить земли, луга, леса. Так как Лысковский край был пограничным и подвергался нападениям со стороны татар, мордвы, черемис, то освобождение на три года от податей было своеобразной платой за риск. Беглые же от феодалов из других княжеств обеспечивались защитой от прежних владельцев на 10 лет.
Крестьяне ежегодно платили дань в великокняжескую казну в виде меда, хлеба, пушнины, содержали лошадей для ямской (почтовой) гоньбы, а в случае военного похода князя или перевоза государственных грузов были обязаны предоставлять нужное количество подвод с возчиками и т.д.
Нападения на русские земли продолжались. В 1438 году изгнанный из Золотой Орды Едигеем внук Тохтамыша хан Улу – Мухаммед ушел со своей ордой в среднее течение Волги и основал Казанское ханство. А уже на следующий 1439 год его отряды вторглись в пределы Нижегородского Поволжья, выжгли основанный в 1435 году в устье Керженца иноком Макарием Желтоводский монастырь и разорили окрестности Лыскова.
Зимой 1535 – 1536 годов татары дважды приходили под Нижний Новгород, выжгли Балахну и с »полоном со многим» пытались уйти, но »нижегородские воеводы против татар вышли и загонщиков татар 50 человек убили, и Татар дошли до становищех в четверг под Лысковым. И того ради с Татары дела не делали, что ночь прошла, и ночи тое Казанские люди побежали». В этом отрывке как раз рассказывается о событиях у крепости на Олениной горе, о чем писалось выше.
В январе 1548 года русские полки Ивана IV пошли покорять Казань, их путь лежал из Нижнего Новгорода вдоль Волги через Ельню, Работки, Лысково, Васильсурск. Победа над Казанским и Астраханским ханствами дала новую жизнь народам Поволжья. Оживали разоренные селения, распахивались заброшенные пашни. По Волге мимо Лыскова пошли купеческие караваны. Из арзамасско – запьянских земель к лысковским пристаням потянулись обозы с хлебом. По Керженцу сплавлялся вековой кондовый лес, необходимый для строительства.
Оказавшись в конце XVI века на пересечении многих водных и сухопутных путей, лысковчане быстро развили доходные ремесла: дерево — и кожеобрабатывающие, железоделательные, обработку сельскохозяйственных продуктов. Осваивали заволжские леса, заводили многочисленные бортные ухожья, брали у казны на откуп бобровые гоны на Ватоме, Керженцу, Белой и Черной Мазе, откупали рыбные ловли.
И несмотря на »смутное время» начала XVII века Лысково характеризуется как крупное торгово – промышленное село. В начале XVII века в Лыскове проживало около 3000 человек, что в условиях того времени было значительным( это без учета непосредственно примыкавших к селу деревень Лысая гора в 16 дворов с 27 человеками и Оленина гора – 9 дворов, 14 человек).

                                               Лысково в XVII-XVIII веках. 
                                                Ремесленное производство.
Выгодное географическое положение Лыскова на пересечении многих водных и сухопутных путей, близость ежегодной летней Макарьевской ярмарки во многом определили бурное развитие здесь в начале XVII века ремесел и торговли, что послужило причиной его превращения в крупный торгово – промышленный посад. В 1663 году в Лыскове появилась своя съезжая изба, которую возглавлял воевода, и небольшой гарнизон, государственная таможня с важней и кружечные дворы, были возведены собор, много приходских храмов, монастыри. На городском уровне оказались развиты ремесла, промыслы, торговля.
В начале XVII века между реками Сундовиком и Медянкой появились сразу два монастыря: Богородице — Рождественский женский (16 инокинь) и Богородице — Казанский мужской (7 иноков). Хотя обители были малочисленны , но возле них разрастаются »белые», то есть не облагаемые государственными поборами , многочисленные слободы бобылей. В середине XVII века в мужском Казанском монастыре было уже 45 иноков, а в околомонастырской слободе – 85 бобылей. Решение Соборного уложения 1649 года об отписи в посады белых слобод не было осуществлено.
Основную часть населения Лыскова составляли непашенные, в том числе и монастырские, бобыли, занимавшиесяся преимущественно ремеслами и отхожими промыслами. Состав населения определялся так: крестьянские дворы-24%, непашенные оброчные-57%, бобыльские-12%, остальные-7%.
В это время Лысково являлось волостным центром государственных земель Курмышского уезда. В 1645 году оно было пожаловано в вотчину вступившим на царский престол Алексеем Михайловичем своему воспитателю и наставнику боярину Борису Ивановичу Морозову.
В 1646 году в Лыскове насчитывалось уже 776 дворов, а число жителей превысило четыре с половиной тысячи человек. Бобыли – ремесленники по-прежнему составляли наиболее многочисленную группу населения (1021 мужчина в 342 дворах).
К 1645 году в Лыскове появился первый и единственный в течение всего XVII века значительный по размерам каменный Троицкий храм, возведенный на средства одной бобыльско – крестьянской семьи Онтропа Леонтьева. Пятиглавый просторный храм (32×21 метр) имел два придела, обширную трапезную и паперть с парадным крыльцом – входом на дынеобразных столбах – опорах. Около собора возвышалась каменная многоярусная колокольня со 100-пудовым набором колоколов. В этот период происходит массовый переход наиболее состоятельных бобылей в разряд крестьян, в хозяйствах которых появились собственные »купленные» и »дворовые» люди – холопы. Бондарь Никита Тимофеев имел купленного татарина и захребетника (человека, работающего и живущего в чужом дворе), Онтроп Леонтьев – двух купленных татар и пятерых русских »дворовых» людей. Происходит усиление расслоение населения.
Ремесла и промыслы. В начале XVII века развиваются промыслы и ремесла. Среди бобылей было 16 кузнецов, 6 горшечников, 5 портных, 4 сапожника, 4 плотника, серебряник, иконописец, гребенщик, зелейщик (мастер по изготовлению пороха) и скоморох Васька Степанов.
Среди бобылей было много пришлых во время »смутного времени» ремесленников из Мурома, Нижнего Новгорода, Стародуба, Гороховца, Твери и других городов. Это свидетельствовало о том, что местные мастера могли быстро познакомиться с лучшими достижениями в области технологии производства и с ассортиментом, пользующимся спросом на рынке.
Продавали лысковцы свой товар или приезжим купцам, или на ярмарке у стен Макарьев – Желтоводского монастыря, или на лысковском торгу. Торг Лыскова в 1626 году составил 30 лавок, 16 полулавок, 52 полка, 38 амбаров (всего 136 торговых мест – лишь в 3 раза меньше , чем в Нижнем Новгороде).
На торгу также была таможня с выборными целовальниками, собиравшими в государственную казну пошлины. Рядом с торгом располагался двор государева приказчика, управлявшего Лысковской волостью, изба для »мирских судных дел», подворья Макарьев – Желтоводского и Николы – Угрешского монастырей, деревянные шатровый (холодный) и клецкой (теплый) храмы с колокольней.
Новый мощный толчок развитию ремесел и торговли Лыскова дала учрежденная официально в 1641 году ярмарка близ Макарьевского монастыря (хотя она фактически возникла в 1624 году, через 4 года после создания монастыря). Теперь не только бобыли, но и крестьяне предпочитали наряду с земледелием заниматься ремеслами. В 1646 году в Лыскове ремесленном производстве было занято 200 бобылей и 49 крестьян. Насчитывалось 52 ремесленных специализации, в том числе 17 кузнецов, 6 серебрянников, 16 плотников,9 щепетинников, 20 сапожников, 8 шапошников, 16 калачников, 14 портных, 18 красильщиков , 7 сусленников и т.д.
Заметное место в экономике Лыскова занимало и мукомольное дело. Уже в начале XVII века лысковским крестьянам принадлежало 10 мельниц на Сундовике и 7 – на Валаве, в середине века – 25, а к 1700 году – 30.
Для продажи хлеба лысковчане строили собственные суда. Во второй половине XVII века в Лыскове начинает развиваться кораблестроение. Когда в 1670 году для похода в волжское Понизовье отряда П.С.Урусова в Нижнем Новгороде стали строить струги, то для выполнения правительственного заказа были взяты 33 плотника – корабела из Лыскова.
В XVII веке в Лыскове получает развитие и винокурение. Вино поставлялось не только в лысковские государственные кабаки, но и в разные города. Так, в 1661 году лысковчане поставили в Казань 6000 ведер вина.
Отдельные профессии становились родовыми и передавались от отца к сыну. Ремесленные прозвища прочно закреплялись за семьями, так в Лыскове появились Кузнецовы, Кирпичниковы, Рукавишниковы, Сырейщиковы, Овчинниковы, Прядильщиковы и другие.
В период XVIII века в ремесленном производстве Лыскова создается своеобразная специализация. Это производство игольного товара. Здесь производят наперстки, запонки, пуговицы, кольца, серьги, медные бляхи для конских шлей, занимаются отливкой медных почтовых колокольчиков и бубенцов. Позднее стали производить висячие балагурские замки и сундучные с мелодичным перезвоном, которые врезались в макарьевские сундуки. Кроме того, лысковчане славились изготовлением денежных »персидских» шкатулок.
К концу XVIII века Лысково остается крупным ремесленным центром края. За счет разорения мелких предпринимателей быстро обогащались и становились фабрикантами купцы, сосредоточив в своих руках как производство, так и сбыт изделий. Статистика 1797 года свидетельствует, что возрастает производство крупных предприятий: »Кирпичные заводы купцов Ивана Степанова Гобиана выделывают в лето 26000, Василия Степанова Баженова выделывают в лето 50000, суконная фабрика выделывала сукна белого 24096, кожевенный завод выделывает коневых 42500, коровьих – 35000, бараньих – 67500, подошевных – 15000, канатная фабрика выделывает – 6000 пудов».

 Лысково – вотчина боярина Б.И.Морозова.

Биография Б.И.Морозова. Морозов, Борис Иванович(1590 –1661) — боярин. Сверстник царя Михаила Федоровича, М. был взят в 1615 году «на житье» во дворец. В 1634 году возведен в бояре и назначен «дядькой» к царевичу Алексею Михайловичу. Его же попеченью Михаил Федорович поручил сына и при своей смерти. С тех пор Морозов, по выражению летописца, «пребывал в царском дому неотступно, оставя свой дом и пожитки и волю и покой всякий». Он стал еще ближе к молодому царю, когда женился на А. И. Милославской, сестре царицы… До конца жизни Морозов оставался самым близким и влиятельным человеком при царском дворе. Темным пятном на памяти боярина остаются злоупотребления в управлении, бывшие одной из причин народного бунта 1648 года. В это время Морозов был начальником нескольких важных приказов (Большой Казны, Стрелецкого Приказа и Новой Чети). Царь вынужден был обещать народу удалить своего любимца, и боярин был выслан из Москвы в Кирилло-Белозерский монастырь. Все это нисколько не изменило отношения Алексея Михайловича к Морозову. В собственноручных письмах царь наказывает игумену монастыря «оберегать Бориса Ивановича от всякого дурна», и очень скоро возвращает его в Москву. По возвращении Морозов не занимал официального положения во внутреннем управлении вероятно потому, что царь хотел таким образом выполнить данное народу обещание; но М. все время был при царе, неизменно сопутствуя ему в его «ближних походах» по подмосковным селам и монастырям. Когда он умер, в 1662 году, царь «лично отдал последний долг покойному в церкви, вместе с другими» (Мейерберг) и роздал большие суммы по монастырям для его поминовения. М. был одним из крупнейших землевладельцев своего времени. По предположению Забелина, он начал свою службу не особенно достаточным дворянином; в 1628 году за ним уже числилось 500 десятин поместной земли, и этот оклад был увеличен при назначении его в дядьки к Алексею Михайловичу. Впоследствии ему пожалованы были богатейшие нижегородские села Лысково и Мурашкино, в которых числилось до 17 тысяч десятин. В год смерти М. в его владениях насчитывалось до 8 тысяч дворов или, по расчету Забелина, до 80 тысяч десятин. Сохранившиеся документы по управлению морозовскими имениями рисуют Морозова как образцового хозяина — администратора (из статьи из »Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона»).

Богатеющее с каждым годом село Лысково привлекало внимание боярина Б.И.Морозова, ставшего всесильным временьщиком при воцарении молодого 16-летнего Алексея Михайловича. Он становится крупнейшим светским землевладельцем России. В 1646 году всесильному боярину было пожаловано Лысково и Мурашкино с окрестными приселками и деревнями, в которые был послан для надзора и распоряжений двоюродный брат окольничий Петр Траханиотов, известный грабитель и вымогатель, растерзанный народом во время московского восстания 1648 года.

Старые подати, которые платили лысковцы в государственную казну, были увеличены почти в 2 раза: с выти(4-6 дворов) в селах по 20 рублей, в деревнях – по 15 рублей в год. Кроме денежного оброка крестьяне и бобыли обязаны были выполнять различные работы: ставить плотины, рубить мельницы, житницы-амбары, возить запасы для боярского стола в Москву и т.д. Получив Лысково в вотчину, Морозов захватил ранее принадлежавшие государству статьи доходов от таможни и кабаков. »Даровыми» руками варились теперь уже на боярина пиво и водка. Лысковцы, положение которых становилось все хуже, неоднократно писали челобитные царю Алексею Михайловичу »На боярской пашне мы повсядни, в неделю по шесть ден, и мы по нашим грехам оскудели, не поспели посеять во благовремени и потому попущением божиим на наших крестьянских нивках кругом недород, рожь  побило травою… Пить-есть нечего, и едим траву…»»…И дети наши малые мрут как мухи…»

»Даровые деньги» из Нижегородского края шли в боярскую казну, но Морозову этого было мало. Он становится крупнейшем в России XVII века феодалом – предпринимателем, заводившим в своих вотчинах всевозможные доходные производства. Боярин завел многочисленные будные станы, где изготавливались тысячи пудов поташа (особого состава древесной золы, необходимой в кожевенном и мыловаренном производстве).

О массовом производстве свидетельствует запись от 1651 года »…из Нижнего на Вологду отпустили марта в 4-й день с Данилом Внуковым и с Иваном Некрасовым 118 бочек, а весу в них 5494 пуда».

Кроме поташного производства в середине XVII века Морозов завел в Лыскове железоделательные заводы. Лысковцы издавна получали кричное железо из болотных руд. »А руда де железная от Макарьевского монастыря емлют верст с7, а емлют де руду в болоте, а тое де руды много в болотах, лежит де местами на верху…»Морозов привлекает к производству всех местных кузнецов и выписывает мастеров-иноземцев. В Лысково прибывают поляки Оставей Сущевский, Мартын Бощинский и Яков Сопоцкий для заведения новых рудней осенью 1652 года. На базе опыта местных мастеров они развернули добычу руд и производство железных изделий. Лысково становится крупным центром кузнечного промысла в Нижегородском крае. В 1626 году в Лыскове было 16 кузниц, в 1646 – 17, в1665 – 24, в 1700 – 39, в 1744 –51.

После московского восстания 1648 года, напуганный размахом народного гнева Морозов решил создать в Лыскове и Мурашкине крепости с гарнизонами. 8 июля 1660 года лысковский управляющий Левонтий Грос сообщал в Москву, что »на Олениной горе острогу смотрели, и острог де весь сысподни погнил и во многих местах повалился и дела де будет много». Крепость была построена.

После смерти Морозова его огромные владения остались за вдовой Анной Ильиничной, сестрой царицы, а после ее смерти взято на государя как выморочное, так как наследников после Морозова не осталось. С 1666  года Лысково снова становится дворцовым имением.

Лысково – крепостное владение князей Грузинских.

В 1684 году в Россию прибыли царь Карталинский и Имеретенский Арчил Вахтангиевич с сыновьями Александром и Мамукой, вынужденные покинуть Грузию из-за затяжной борьбы за свободу против Ирана и Турции. В 1700 году Петр I подписал »жалованную грамоту», которой »…пожаловали подданного нашего царя Арчила Вахтангиевича и сына его Александра Арчиловича Имеретенских…даны им в 1700 году из наших Нижегородского уезда дворцовых волостей: Терюшевская да Белогородская и Лысковская волости с прилежащими к ним селы и деревнями». Самым доходным и экономически развитым было село Лысково. В селе было уже 7 церквей (не считая зимних храмов) и 2 монастыря. По-прежнему Лысково славилось своими кузнецами(39), кирпичными предприятиями(9), винокуренными заводами, сусленными, воскобойными заводами и богатым торгом со всевозможными специализированными рядами.

Лысково управлялось приказчиками Грузинских. Лысковчане, живя возле Макарьевской ярмарки, получили возможность сколачивать капиталы на предпринимательстве, показателем чего стало развернувшееся каменное строительство и прежде всего храмовое. Так в 1711 году на Красной горке на месте обветшалой деревянной церкви был возведен Спасо – Преображенский собор с Никольским приделом и трапезной палатой. Собор сохранился до сих пор, являясь древнейшим дошедшим до нас сооружением Лыскова.

Арчил Вахтангиевич умирает в Москве в 1713 году. Имение остается за вдовой Екатериной(Кетеван) и царевной Дарьей Арчиловной(Дереджан). У Дарьи Арчиловны не было прямых наследников и после ее смерти в 1722 году Лысково вновь становится дворцовым. А в 1724 году село пожаловано Петром I царю Карталинскому(грузинскому) Бакару Вахтангиевичу – 23-летнему внуку брата Арчила. До своей смерти в 1750 году Бакар Вахтангиевич большей частью жил в подмосковном селе Всесвятском, но нередко проживал и в Лыскове. Сюда к нему приезжали многочисленные гости из Закавказья. Здесь даже была своя церковь, где службу вели грузинские священники. У Бакара Вахтангиевича было двое сыновей – Александр и Леван. Они учились в гимназии при Московском университете, были зачислены в студенты, но предпочли военную службу . Леван умер в 35 лет. А Александр Бакарович, женатый на внучке Александра Даниловича Меньшикова (приближенного Петра I) княжне Дарье Александровне Меньшиковой, после смерти отца унаследовал Лысково.

В это время в Грузии шла борьба за престол и влияние с Турцией и Ираном. В Лысково приезжают представители Грузии и предлагают Александру Бакаровичу с помощью Персии сесть на грузинский престол, как старшего в роду, быть независимым от России, и подчиниться персидскому шаху. Александр соглашается на это и тайно выезжает на Кавказ. Но по дороге он был арестован и отправлен в Шлиссельбургскую крепость.

Наследником Александра Бакаровича стал старший сын князь Георгий или Егор Александрович Грузинский, который родился в 1762 году, а скончался в 1852 году в возрасте 90 лет.

Георгий Александрович Грузинский. После смерти в 1784 году Александра Бакаровича Лысково попало под надзор  опекуну генералу Камынину, но сыновья Георгий и Александр решили самостоятельно управлять своими нижегородскими вотчинами и, бросив службу, тайно отправились в Лысково. Георгий Александрович, богач, человек своенравный и вспыльчивый, имевший репутацию Дон – Жуана, поистине с царской властью распоряжался в Лыскове. Современники прозвали его »волжским царем». П.И.Мельников охарактеризовал Грузинского, как » известного своевольника былых времен». В Нижнем у князя был огромный деревянный особняк с парком, простирающимся более чем на версту. Но основное время он проводил в Лыскове. Для него не существовало законов, он делал все, что хотел, руководствуясь единственным принципом: »Я так хочу». О своеволии Георгия Александровича существует много документальных примеров и еще больше легенд. Он подкупал продажных чиновников, и все ему сходило с рук. Он, из-за двух собачек канцлера графа Румянцева, крупно поругался с ним, и пожар, уничтоживший Макарьевскую ярмарку, произошел не без тайной санкции канцлера.

С императором Павлом I у князя отношения тоже складывались не гладко. Грузинское духовенство обратилось к нему с просьбой вернуть национальную святыню – крест Святой Нины, который вывез в Россию Бакар Вахтангиевич, и который хранился в Лыскове. Грузинский отказался отдать крест, тогда разгневанный Павел I запретил ему покидать вотчину, заключив под домашний арест. А в 1798 году, когда самоуправства Георгия Александровича довели до суда, он объявил себя умершим и устроил пышные похороны. Через три года он воскрес, считая себя родственником Христа в 72-м колене.

В то же время Грузинский семь трехлетий, то есть 21 год был предводителем губернского дворянства. Он стал одним из первых организаторов сбора средств на народное ополчение для борьбы с Наполеоном. Георгий Александрович не побоялся пригласить к себе опального сподвижника Александра I М.Сперанского. Грузинский скончался в 1852 году в Лыскове и похоронен в склепе под Спасо – Преображенским собором.

28600003

После смерти Г.А.Грузинского село переходит к дочери Анне Георгиевне, по мужу Толстой(1797 – 1889), известной своим покровительством Н.В.Гоголю, который несколько лет прожил в доме Толстых в Москве. Муж Анны Георгиевны был графом и обер – прокурором Синода.

Толстые были бездетны, и имение досталось побочному сыну князя Н.Е.Стогову, который владел Лысковым до самой революции.

Крестьянская война под руководством Степана Разина на  Лысковсковской земле.

Разинское движение охватило большую территорию и Нижегородской губернии: Лысково, Мурашкино, Павлово, Алатырь, Ворсму, Саранск и другие населенные пункты. Когда Степан Разин был еще под Симбирском, в сентябре 1670 года, его казаки рассеялись по территории нижегородчины, поднимая народ против Москвы. Против разинцев были брошены войска под командованием князя Ю.А.Долгорукого. Водном из донесений царю он писал: »Посылал он нарочных людей в Лысково, Мурашкино и Терюшевскую волость отдать великого государя грамоты жилецких всяких чинов людям тех мест и уговаривать их, чтобы от прелести вора… обратились, а они вместо того учали их (рисыльщиков) бить и расспрашивали с пристрастием и хотели пытать и отсечь головы, а твои, великого государя, грамоты изодрали и говорили непристойные слова…»

Повстанческое движение в Лыскове происходило в октябре 1670 года. Сам Степан Разин в Лыскове  не был, он находился тяжело раненый в Кагальницком городке под Новочеркасском. В Поволжье действовал один из его сподвижников, крупнейший военачальник атаман Максим Осипов. Он из Курмыша рассылал »прелестные письма» (агитационные воззвания), которые в сентябре попадают в Лысково. Лысковцы собрали мирской сход и решили отправить в Курмых делегацию из 20 человек, »которым бы ехать в Курмыш и звать в Лысково атамана Максима Осипова».

Выборные отправились в Курмыш, и через несколько дней казаки подступили к Лыскову. Лысковский воевода Лаврентий Симанский бежал. Местное население встретило Осипова колокольным звоном и крестным ходом, во главе которого шли священники с иконами и пели молебен о здравии Степана Тимофеевича Разина. Лысково становится центром местного повстанческого движения. Восставшие разграбили усадьбы наиболее зажиточных посадских – Семена Онтропова и его приказчика, Василия Муромцева, Стенки Аверкиева, всего 11 дворов лысковчан, у которых было разворовано »животов их на 6592 рубли с гривною».

Но главный удар лысковцы планировали нанести по Макарьевскому монастырю, о котором договорились с разинцами. Вражда местного населения к монастырю усилилась с развитием ярмарки, так как монахи забрали перевоз товаров через Волгу и лишили лысковчан многих других доходов. Монастырь также привлекал восставших как сказочное место не только монашеского добра, но и боярского, положенного сюда на хранение, а также закладов по займам, так как монастырь занимался ростовщичеством.

Максим Осипов послал в Макарий делегацию казаков во главе с лысковским старшиной Першкой Ивановым для сдачи монастыря. Архимандрит Пахомий отказался, сказав, что »братия макарьевская готова умереть, а крестное целование царю Алексею Михайловичу не нарушит». Делегацию посадили в монастырскую тюрьму, а монахи обратились за помощью к Нижегородскому воеводе Голохвастову, который не ответил и не прислал помощи.

8 октября 1670 года казаки и лысковцы в количестве 15 тысяч человек  с пушками переправились через Волгу и ночью обложили монастырь с трех сторон: с востока, юга и запада. Началась осада. Монастырь обстреливался из пушек, пищалей, мушкетов и луков. 10 октября начался штурм. Ночью была подожжена угловая юго-западная башня, загорелись крыши стен и башни, но монахи продолжали сопротивление. Бой продолжался всю ночь. Осаждающие похоронили своих погибших в Макарьевой слободе и в лесу, но большую часть свезли на монастырский двор, расположенный вне стен кремля, три избы наполнили трупами и сожгли.

Утром к монастырю  подошел мурашкинский священник Максим Давыдов и просил отпустить делегацию казаков, обещая, что Осипов уйдет. Делегация была отпущена на свободу, Осипов снял осаду и переправился за Волгу. Но лысковцы во главе с новоизбранным атаманом села Лыскова Михаилом Семеновичем Черноусенковым уговорили Осипова на новый поход на Макарьевский монастырь.

Новая осада началась 17 октября, но к этому времени в монастыре остался только архимандрит с несколькими монахами. Сопротивления фактически не было оказано. По легенде монахи ушли тайным ходом из северо-восточной башни в лес на Медолан. Монастырь был взят,  богатства разграблены. Архимандрит Пахомий в челобитной от 16 января 1671 года писал об этих событиях: »В нынешнем, государь, во1670 году в октябре месяце по навету вражию лысковцы и Лысковской волости крестьяне… призвав атаманишку Максимку Осипова к себе в Лысково, соединяся с ними и скопяся иных волостей со многими людьми, переехав через Волгу-реку ко святой обители, чинили жестокие приступы привалом огненным и пушечным боем…

…А мы, богомольцы, видя свое изнеможение и малолюдство и не хотя им, врагам, на поругание в руки предатца, из обители ночью убегли лесами в Нижний Новгород. А они, враги божии, прошли великим собранием, святую обитель разорили, монастырскую всякую казну и всякие годовые казенные запасы и оружие и с конюшенного двора стоялые и работные лошади… пограбили без остатку…».

Тем временем царские войска Юрия Долгорукова и его передовые отряды под начальством Константина Щербатого и думного дворянина Федора Леонтьева подходили к Мурашкину и Лыскову. 22 октября в пяти километрах от Мурашкина началось сражение с крестьянскими войсками. На помощь поспешили атаманы Максим Осипов, Янко Минитинский, Михаил Черноусенков. Но несмотря на многочисленность восставших силы были не равны. Они потеряли до пяти тысяч убитыми, 21 пушку, 800 ядер, 18 знамен. Мурашкино было сожжено.

Остатки разбитых разинцев соединились в Лыскове и приняли  ожесточенный бой с войсками Щербатого и Леонтьева на улицах села 24 октября. Здесь восставшие вновь терпят поражение. Атаман Черноусенков и многие другие были казнены в этот же день. На особых »глаголицах» были пристроены толстые и острые железные крючья. На них повешенные за ребра разинцы по несколько дней ожидали смерти. В качестве контрибуции с Лыскова и округи правительство забрало в 1672 году для службы в далекой  Уфе 27 стрельцов. На следующий год здесь вновь забрали в стрельцы и солдаты 160 человек. Столь значительное уменьшение населения отрицательно сказалось на дальнейшем развитии посада.

Царское правительство не удовлетворилось наказанием зачинщиков, но и продолжало повторные сыски участников разинского восстания. Продолжается бегство лысковцев от расправ. С 1664 по 1672 годы мужское население Лыскова сократилось на 581 человека. Сыск беглых велся прежде всего в близких к Нижегородскому краю районах: в Чебоксарах, в Свияжском и Казанском уездах. Только в 1674 году было возвращено в тягло »106 семей, а в них крестьян и детей и братии и племянников мужеска полу 246 человек, да женска и девическая 212 человек». Жизнь в Лыскове  стабилизировалась лишь к 1680-м годам, когда население достигло 4 тысяч человек (832 двора, 1900 мужчин).

Лысково было усмирено, но вражда лысковцев к Макарьевскому монастырю не закончилась, о чем свидетельствуют еще несколько походов на монастырь в 80-х годах XVII века.

Лысково в первой половине XIX века.

В начале XIX века Лысково не только сохранило свое значение торгово- ремесленного центра Поволжья, но и приумножило его. Лысковский берег стал как бы продолжением Макарьевской ярмарки.  Сюда приставали суда со строевым лесом, тяжелыми и громоздкими товарами для оптовой продажи. Сюда же сгонялись стада крупного и мелкого скота. Так в 1814 году у Лыскова было продано 4285 лошадей на сумму 72272 рублей. Всего же было продано товаров на 6000000 рублей, в том числе металлические изделия, медь листовая, железо, проволока, гвозди, железная посуда, сталь и так далее. Но наиболее широко распространена была хлебная торговля.

Лысково как важнейший пункт хлебной торговли становится известным уже с XVII века. Лысковская пристань являлась тогда местом погрузки хлеба на суда, отправляемые вверх по Волге. В XVIII веке торговля хлебом еще более развивается. А в XIX веке Лысково становится одним из важнейших центров хлебной торговли в России и занимает второе место по вывозке хлеба после Рыбинска. Лысковская пристань превосходит Нижегородскую своими размерами. В 1826 году из Лыскова было отправлено вверх по Волге 225 тысяч кулей (куль-9 пудов) и 182 тысячи четвертей хлеба, а с Нижегородской пристани – 61 тысяча кулей и 138 тысяч четвертей.

Хлеб в Лысково привозился гужом, то есть на лошадях из Нижегородской, Казанской, Пензенской, Тамбовской, Симбирской губерний осенью и зимой. Его скапливалось здесь до 2 миллионов пудов и свыше 70 тысяч пудов льняного семени. Хлеб состоял из ржи, овса, ячменя, пшеницы. Обозы буквально запружали улицы, по ним было трудно ходить. Вся эта огромная масса хлеба ссыпалась преимущественно в »чалые амбары» – огромные бревенчатые склады, расположенные на заливных лугах напротив Лыскова и в долине реки Валавы. Амбары стояли на высоких сваях, во время весеннего разлива Волги к ним подводились баржи для загрузки хлеба. Таких амбаров в Лыскове насчитывалось  до 140. Хлеб отправлялся в Нижний Новгород, Кострому, Ярославль и, главным образом, в Рыбинск. Лысковские пристани простирались на 5 километров до Исад.

Часть зерна перерабатывалась  в муку прямо в Лыскове. В селе насчитывалось 28 водяных мельниц, в том числе на Валаве – 17, на Сундовике – 7 и так далее. Кроме того было 166 ветряных мельниц, из них 28 на Лысой горе, около Трофимова – 8, у Лыскова и Головкова до 130. В 1845 году с 20 апреля по 5 мая из Лыскова было вывезено в Рыбинск 325 судов с продукцией: 50472 пуда, 477597 кулей, 27904 четверти, 754 мешка, 2497 кульков. А всего за навигационный период из села отправлялось свыше 700 судов с хлебом на сумму около 4 миллионов рублей. На торги в Лысково съезжались до 120 хлебных тузов из Рыбинска, Ярославля, Кинешмы. Каждый из них закупал от 20 до 100 тысяч пудов хлеба.

С лысковской хлебной торговлей тесно связан »праховый » промысел. Прахи – это местное название прасолов, кулаков, посредников-спекулянтов, которые »деньги делали из ничего, из праха», держа торговлю в своих руках. Они пускали к себе во двор продавцов хлеба, принимая на свой счет содержание возчиков, сводили продавцов с покупателями, получая за это 10 копеек с четверти.

Улица Большая Советская ранее называлась Стоялая, так как здесь почти в каждом доме был постоялый двор, а хозяин занимался праховым промыслом. В народе говорили: »Что не дом, то прах».

Славились своей выпечкой и местные пекари, например, на Нижегородской ярмарке, где они находились на »песках» ( место современного пляжа у Окского моста). Отсюда хлеб развозился по всей ярмарке. Он считался одним из лучших. Постоянные связи с Лысковым завела и знаменитая московская пекарня Филиппова.

Безымянный2

Во второй половине XIX века хлебная торговля стала ослабевать, причиной явился промышленный переворот в производстве, на транспорте, в способах перемола зерна. Центр перемещается в верхние города Волги – Нижний Новгород, Рыбинск и другие, из-за развития железнодорожного транспорта и пароходства. Отпала необходимость и в покупке овса (до 150000 четвертей), закупавшегося для конного транспорта в Лыскове.

Как выглядело Лысково в середине XIX века?  Местный торг уже составлял 310 лавок и два »модных» магазина, расположенных в каменных корпусах около собора. По берегам Сундовика стояло 268 хлебных амбаров. В 1863 году в Лыскове насчитывалось 1321 дом, в том числе 43 каменных, и его можно было считать городом с соответствующим укладом быта жителей. Писатель П.И.Мельников – Печерский писал, что в Лыскове »жизнь совсем

городская и не только никто не занимается земледелием, но и сама постройка домов и устройство села имеет городской характер».

Безымянный3

Основную массу населения составляли крестьяне, называемые так по старинке, но уже оторванные от земли и занимавшиеся в основном ремеслами и торговлей. Бывшие бобыли перешли в сословие разночинцев. Всего проживало более 6 тысяч человек, из  них крестьян – 4655, разночинцев – 700, духовенство – 151, слобожан – 545. В Лыскове было 9 церквей, 3 училища, больница, аптека, почтовая контора и так далее.

Макарьевская ярмарка – мировое торжище на Волге.

В 1620 году муромчанин Аврамий (Алексей Муромец) восстановил пустовавшую 180 лет Макарьевскую обитель. По установившимся в жизни русских монастырей традициям в день памяти первооснователя монастыря Макария (25 июля) здесь у стен организовывались торги для местных крестьян и купцов. Торг сразу же получил известность и признание. Этому способствовало чрезвычайно выгодное географическое положение. К середине лета к Макарьев-Желтоводскому монастырю успевали подойти суда и с волжского Понизовья и из центральных районов России, а после продажи товаров успевали до ледостава вернуться по домам. К тому же напротив обители находилось огромное торговое село — один из крупных центров хлебной торговли. Да и сами бурно развивающиеся экономические связи в первой половине XVII века требовали создания торгового центра в среднем течении Волги. Фактическое открытие ярмарки относится к 1624-1626 годам. Указом от 19 сентября 1627 года монастырю было разрешено »таможенную пошлину, как съезд бывает к чудотворцу память, с торговых с приезжих людей збирать в дом Жывоначальные Троицы…». А официальное признание она получает в 1641 году, когда по указу царя Михаила Федоровича все пошлинные доходы были отданы монастырю »на свечи, на ладан, на церковное строение и братии на пропитание».

После покорения Иваном IV Казани и Астрахани вся Волга вошла в состав Московского государства. К этой водной артерии проявляли интерес как страны Европы, так и Востока. С 1666 года на Макарьевскую ярмарку приезжали не только российские купцы, но и »иноземные, с великим множеством товаров». Главными товарами становятся  соль, рыба, хлеб, мед, лен, лошади и скот, а из привозного – английское сукно, немецкие зеркала, оружие, драгоценные камни, индийские меха, крупный жемчуг. Восточные же товары были представлены всевозможными тканями, драгоценными камнями, бумагой, восточными пряностями и винами. Ярмарка становится новым торговым пунктом из Европы в Персию, Китай, Индию.

Монастырь, получая хорошую прибыль с ярмарочных торгов, а также с купцов, которые арендовали монастырские склады для своих товаров, начинает строиться в камне, привлекая специалистов со всей России – плотников, каменщиков, кузнецов и других. В 1691 году учитель царевича Петра I Н.И.Зотов, побывав на Макарьевской ярмарке, назвал это место: »зело великим сходбищем, о котором думать всегда надлежит».

С 1700 года указ Петра I отписывает ярмарку с прилегающими землями в казну, то есть под контроль государства. Сначала она находилась в ведении Казанского двора и приказа Большой Казны, а с 1718 года Коммерц-Коллегии. Потеряв свои огромные доходы, монастырь получал ежегодно 2 тысячи рублей, а также сохранил право беспошлинно торговать и сдавать свои склады в наем приезжим купцам. Кроме того, он много получал от торговли водкой в кабаках, харчевнях, квасницах, шалашах и от перевоза товаров через Волгу, что явилось одной из причин вражды между монастырем и лысковцами. Так как ярмарка разрасталась, и купцам не хватало места для размещения товаров, то часть продаж  товаров переносится на правый берег в Лысково, где продавались металлы, сырые кожи, щетина, воск, скот и т.д.

Не только набеги лысковцев беспокоили ярмарку, но и многочисленные воровские люди, например »славный вор и мошенник и оных же дел сыщик» Ванька Каин, который однажды даже вломился в хоромы самого князя Грузинского, связал его и запер в чулан, а затем, ограбив весь дом, безнаказанно удалился.

В конце XVIII – начале XIX века ярмарка подвергается реконструкции. Вместо старого гостиного двора создается новый, состоящий из трех каменных корпусов. Среднее большое здание, наиболее красивое, являлось административным помещением. В двух боковых находилась пожарная охрана и гауптвахта. Вокруг располагались 24 деревянных двухэтажных корпуса, вмещавших в себя 1880 лавок. Кроме того были трактиры, балаганы, кабаки, бражницы, харчевни, построенные частными людьми.

Ярмарка продолжает расширяться. Увеличивается торговый оборот, так в 1815 году только чая и разных китайских товаров было продано на 54 миллиона рублей.

Георгий Александрович Грузинский, прототип князя Заборского в рассказах А.Печерского »Старые годы», на земле которого располагалась значительная часть ярмарки, приносившая ему огромный доход, держал себя полноправным хозяином. Он чинил расправу, наказывал торгующих за их плутни, закрывая лавки на день, изгоняя с ярмарки торговцев и даже избивая их. Князь считал себя и наполовину хозяином на остальной ярмарке. До его приезда не смели начинать церковной службы в день открытия ярмарки, и все духовенство во главе с архимандритом, все чиновничество во главе с губернатором ожидало приезда лысковского царька. Возможно, именно поведение Грузинского, полного хозяина Лыскова, стало причиной трагедии.

18 августа 1816 года Макарьевская ярмарка сгорела. Пожар начался в 5 часов дня с четырех сторон одновременно, что говорит о явном поджоге. Огнем было уничтожено все 39 корпусов, вмещавших свыше трех тысяч лавок, биржа, 8 трактиров, дальний мост и другие строения. Пожар был так велик, что в Нижнем Новгороде в ночь с 18 на 19 августа с 9 часов вечера до 4 часов утра на улицах можно было читать книгу.

В 1817 году ярмарка была переведена в Нижний Новгород, где просуществовала до 1929 года.

Макарьевский уезд в конце XIX-начале XX веков.

Население. Власть. Общественные организации. С развитием пароходства и железных дорог значение Лыскова, как торгового села резко снижается. Теперь зерно провозится до Нижнего Новгорода и Рыбинска, минуя село. Многие лысковчане лишаются работы. В этих новых, сложившихся в конце XIX века условиях Макарьевскому уезду приходится перестраивать экономическую жизнь с учетом развития техники и промышленности.

В начале XX века население уезда существенно увеличивается. Если по переписи 1897 года число жителей составляло около 136 тысяч человек, то к 1915 году – 232,5 тысячи, не только за счет естественного прироста, но  и за счет миграции из других районов губернии. Не стоит забывать, что территория Макарьевского уезда значительно превосходила по площади территорию современного Лысковского района. В1775 году Россия была разделена на 50 губерний, а в сентябре 1779 года правительство утверждает Нижегородское наместничество, в которое вошли, кроме Нижегородской, Костромская, Вятская и Пензенская губернии. Сама Нижегородская губерния была разделена на 13 уездов, в том числе Макарьевский, разделенный на 24 волости. Часть из них в годы советской власть была преобразована в самостоятельные районы, например Работкинская и Воскресенская волости.

Уездный город Макарьев после переноса в 1817 году ярмарки в Нижний Новгород все более теряет свое значение. Здесь сказалось и отсутствие крупной промышленности, но в первую очередь удаленность от основных районов уезда и его расположение в заволжской части, что  делало путь туда весной и осенью труднодоступным. В 1897 году в Макарьеве проживало более 2-х тысяч человек, а к 1915 – 1536 человек, расположенных на 4-х улицах в около 300 домах. В этот же период население Лыскова увеличилось с 7 до 11896 человек, превратив его в один из крупнейших населенных пунктов губернии (для сравнения: в уездном городе Сергаче проживало 1155 человек, в Арзамасе немногим более 2 тысяч человек).

Хотя к концу XIX века торговая пристань уже не имеет былой славы, основным занятием лысковчан продолжают оставаться различные промыслы и ремесла, а не сельскохозяйственный труд. Продолжается строительство кирпичных домов, Лысково все более приобретает вид города.

С начала XX века все правительственные и общественные учреждения уезда находятся в Лыскове. Здесь же проживал предводитель уездного дворянства лейтенант флота в отставке В.В.Левашов. Поддержанием правопорядка занималось Уездное полицейское управление, возглавляемое В.П.Казанцевым и насчитывающее 3 приставов, 2 надзирателей и 20 урядников. Также действовала тюрьма с больницей и тюремной церковью. Местные власти уделяли ей пристальное внимание, в связи с чем, а также с ростом цен суточное довольствие арестованных в 1916 году было увеличено с 6 до 15 копеек.

В 1864 году царь Александр II издал Земское Положение, по которому повсеместно стали возникать земства – выборные органы местного самоуправления. К 1914 году земские органы существовали в 43 губерниях, в том числе Нижегородской. В 1865 году начало свою работу Макарьевское уездное Земское Собрание, которое регулярно проводило свои сессии, и постоянно действующий орган – Земская управа, председателем которой долгие годы оставался хозяин пивоваренного завода Ф.А.Ермолаев.

В первой половине XIX века Лысковым единовластно управлял Г.А.Грузинский, который ради своей выгоды всячески препятствовал приданию Лыскову статуса города, все вопросы решал сам. С возникновением Земств был положен конец единовластию какого-либо хозяина, проблемы уезда и села обсуждались коллегиально в Земском собрании, насчитывавшем 12 постоянных членов, обладающих правом голоса. Земство ведало содержанием школ, больниц, строительством дорог, брало кредиты на закупку продовольствия, дров, занималось благоустройством города Макарьева и сел уезда. Уже на первых собраниях 1866 года ставились вопросы: » О хозяйственных операциях за 1865 – 1866 годы» и » О смете и денежном сборе на земские повинности на 1867 год». Основные налоги были с земель, которые делились на 7 разрядов; в зависимости от разряда устанавливалась и плата. Все земли в заволжской части относились к низшим разрядам. Всего земель в уезде насчитывалось 586505 десятин.

За 1867 год планировалось получить земельных сборов 21375 руб. 46 коп. Для сравнения: председатель Земского Собрания получал жалование в размере 2000 рублей, а члены по 1200 . В уезде было два купца первой гильдии, ценность свидетельств которых составляла 265 руб., а налог 207 руб.99 коп. С 50 купцов второй гильдии взято 1200 рублей налога. Также на земские нужды шли налоги с питейных заведений, которых насчитывалось 95. На этом же заседании Председатель Собрания граф Н.С.Толстой ( муж владелицы села, дочери Г.А.Грузинского) делал доклад » Об улучшении врачебной части в уезде». Были созданы женское и венерическое отделения в макарьевской больнице, 2 приемных покоя в Лыскове и Воскресенском, приняты на работу 2 врача, 4 фельдшера, 2 сторожа, 2 кухарки, они же прачки.

Интересны еще несколько фактов деятельности земства. Так было принято решение о вознаграждении каждого учителя, подготовившего выпускника, в размере 3 рублей. А в 1895 году было выделено пособие лысковскому ремесленному классу пособие 100 рублей, готовившему буфет сложной художественной работы для Всероссийской выставки 1896 года. В том же году было открыто училище в Жуковском затоне и расширено училище в селе Кадницы, ассигновано 500 рублей на две библиотеки и так далее.

Призывом на воинскую службу занимался  уездный воинский начальник полковник Н.И.Коваленко. В уезде было 2 почтово – телеграфные конторы, Лысковская и Воскресенская, и 6 отделений, через которые проходила вся местная корреспонденция. Если в 1866 году в Лыскове на станции было 9 лошадей, то в 1895 году количество лошадей было увеличено до 18. В 1914 году планировалось строительство телефонной линии Нижний Новгород – Кстово – Чернуха с примыкающими разговорными пунктами в Елховке и Таможенникове. Чернуха как конечный пункт линии была выбрана не случайно, так как с 1865 года здесь открывается ярмарка крупного рогатого скота, где продавалось до 5 тысяч голов. К сожалению, идея телефонизации не была претворена в жизнь из-за начавшейся мировой войны.

Возникает большое количество частных страховых агенств, только в Лыскове их насчитывалось 12. Широкое распространение получили кредитные товарищества (34), общества потребителей, сельскохозяйственные общества и другие. Так в Чернухе кредитное товарищество в 1915 году организует прокатный пункт, имеющий сортировочную машину, 2 плуга, сеялку, жатку, молотилку. В 1916 году это товарищество начинает строительство Народного дома, в котором расположились потребительское с\х общество, столярная артель и алексеевская библиотека.

В конце XIX века появляются лысковский общедоступный клуб, дамский комитет, комитет попечительства о народной трезвости и целый ряд других общественных организаций, которые организовывали досуг и решали другие проблемы.

Промышленность. В конце XIX века растет промышленное производство. Только в Лыскове насчитывалось более 120 ремесленных мастерских, в том числе: слесарных – 27, кирпичных – 10, горшечных – 5, прядильных – 8, кузнечных – 19. Наряду с этим выделяется большое число крупных предприятий, снабжавших своей продукцией не только уезд.

Самыми большими предприятиями Лыскова были винокуренные и водочные заводы. Эта отрасль зародилась здесь задолго до отмены крепостного права, как крепостная мануфактура графов Толстых, местных помещиков. В 1860 году на берегу Валавы был открыт в деревянном помещении небольшой пивоваренный завод, предназначенный для удовлетворения местного спроса. Через несколько лет завод попал в ведение купца Ф.Я.Ермолаева, быстро расширившего производство.

Лысковский пивзавод. 2860000D

Солод, необходимый для производства пива, вырабатывался в достаточном количестве на солодовенных заводах в Лыскове же. В 1864 году на пивоваренном заводе было выварено пива 9300 ведер и 350 ведер меда. В этот период в губернии было всего 7 пивзаводов, на которых работало 57 человек. Ермолаев быстро расширяет производство. В 1871 году выварено уже 14580 ведер пива на сумму 12393 рубля и меда – 1050 ведер на 1207 руб.50 коп. Расширяется рынок сбыта. Пиво сбывается не только в Нижегородской, но и других губерниях и в Москве. В 1880 году Ф.Я.Ермолаев умирает, оставив дело сыновьям Василию, Алексею и Сергею. В1889 году на заводе впервые стал применяться женский труд. Рабочий день длился 10 часов, а зарплата составляла 30 копеек в день. На Всероссийской выставке 1896 года завод получает серебряную медаль. В 1907 году на пивоваренном заводе имелась паровая машина в 18 лошадиных сил, 4 котла, 40 рабочих, 1 мастер, 2 приказчика, 4 конторщика. В 1909 году количество рабочих достигло 60 человек, а в 1912 – 140. Продукции выварено на 216309 рублей. В 1882 году был построен филиал – Ново-Лысковский завод наследников Ермолаева в Нижнем Новгороде, переоборудованный в 1895 году. Пиво получает множество наград, в том числе медали выставок в Париже и Гран-при в Лондоне. Были Ермолаевы и меценатами, именно на их деньги была построена булыжная дорога к волжским пристаням и в 1896 году здание ремесленного класса.

Безымянный4

Большую роль играл и железоделательный завод И.И.Тараканова, выпускавший балагурские замки и несгораемые шкафы с секретом. Регулярно Тараканов устраивал в волжских лугах гулянья, на которых угощал всех желающих. Гвоздем программы был огромный костер, на который водружался сейф. В него хозяин клал пачку личных денег, которые прилюдно доставал из кармана. После этого костер разжигался. Когда костер гас, Тараканов доставал из шкафа совершенно неповрежденные купюры.

Поставлял свою ароматную продукцию на нижегородский рынок Лысковский показательный завод ягодного и фруктового виноделия, возглавляемого агрономом В.А.Крюковым и водочный завод графини Толстой.

Мощным предприятием оставался и казенный Усть – Керженский лесозавод, центр которого также находился в Лыскове. Завод имел двигатель в 77 лошадиных сил и около 70 рабочих.

В ведомости о фабриках и заводах в селе Лыскове за 1910 год учтено 20 предприятий с 297 рабочими, сумма производства составила 461503 рубля. Всего же в Макарьевском уезде на 1909 год работало 42 предприятия с количеством рабочих 647. К крупным заводам уезда можно отнести Воскресенский завод Густава Густавовича Враге, Барминский винокуренный завод, Макарьевский лесозавод Шурыгина, с центром в Исадах, лесопильный завод Аникина и другие.

Транспорт. Многие годы жители уезда мечтали о железной дороге, но идея строительства Заволжской железной дороги так и осталась на бумаге. Поэтому основным видом транспорта, наряду с речным, остается лошадь. Перевоз через Волгу осуществляла татарская артель на весельных завознях. Для почтовых нужд, срочной перевозки грузов и разъездных чинов полиции по всему уезду была разбросана сеть почтовых станций, имеющих не менее 3 –4 лошадей. Остальное население пользовалось извозчиком или ходило пешком.

В декабре 1916 года, в период роста цен, связанного с I мировой войной, Макарьевское земское собрание устанавливает твердую таксу на поездки по Лыскову: летом от 25 до 40 копеек, зимой от 20 до 35, а к волжским пристаням – 1 рубль 50 копеек, в распутицу цена увеличивалась до 2 рублей.

Лошадь оставалась у большинства жителей уезда постоянным источником дохода. Рабочий с лошадью на любых работах получал в 2 – 3 раза больше, чем безлошадный. Например, зимой 1916 года на лесозаготовке в заволжской части уезда пешие рабочие получали по 2 – 2 руб. 50 коп. в день, а с лошадью – 5 –6 руб.  в день.

Сельское хозяйство. Основными посевными культурами уезда оставались рожь, пшеница, лен, картофель, гречиха. В конце XIX века в некоторых хозяйствах появляется техника, но пока очень мало, поэтому большая часть работ осуществляется вручную, практически не используются удобрения, за исключением традиционного навоза. Поэтому урожайность остается невысокой. Так в 1916 году она составила 4,5 пуда зерна со 100 снопов.

Большую роль играет продажа сена, в первую очередь с заливных лугов. В том же 1916 году только в Бармино было закуплено более 100 тысяч пудов сена, по 40 – 42 копейки за пуд , для отправки вниз по Волге. Заработки на сенокосе были довольно высокие: рабочий с лошадью получал до 6 рублей в день, женщины —  до 2.

С началом I мировой войны начинается безудержный рост цен, в основном на продукцию сельского хозяйства. Цены менялись почти еженедельно. В январе 1916 года на Лысковском рынке ржаная мука стоила 1 руб. 65 коп. за пуд, по сравнению с 70 копейками в январе 1914 года. Цена пшена достигла 3 руб. 24 коп. за пуд, картофеля – 3 руб. 96 коп. за четверть, говядины – 7 руб. 04 коп. за пуд, свинины – 11 руб. 22 коп., яиц – 3 руб. 47 коп. за сотню. В целях борьбы со спекуляцией хлебные базары в Лыскове находятся под надзором полиции, на многие товары устанавливаются твердые цены. Эти меры привели к тому, что цена на мясо снижается с 35 до 27 копеек за фунт.

Возрастает и стоимость лошадей, коров – 83 и 63 рубля соответственно. На 24917 крестьянских хозяйств приходилось 18042 лошади, 29005 крупного рогатого скота, 43671 овца, 315 коз и 11542 свиньи. Для борьбы с эпидемиями скота в Макарьевском уезде насчитывалось 5 лечебниц и амбулаторий: Работкинская, Покровская, Воскресенская, Каменская и Лысковская.

Церковь. На территории Макарьевсого уезда православная церковь занимала доминирующее положение, как и в целом по России. К началу XX века в уезде было 68 церквей, без учета храмов Макарьевского Желтоводского монастыря. Строительство храмов шло постоянно, на смену обветшалым строениям создавались новые. Из общего числа действуюших 24 церкви были освящены во второй половине XIX века. К более поздним относятся деревянные храмы в селах Колычево(1896) и Красный Яр(1892), а также каменные в Варварском(1899) и Исадах(1901).

В начале XX века в селе Лыскове насчитывалось 10 церквей ( а по некоторым данным даже 12): Спасо – Преображенский собор(1711 г.), Вознесенская(1814 – 1838 г.), Троицкая(1645 г.), Введенская(1713 г.), Покровская(1707 г.), Богородице – Рождественская(1822 г.), Казанская(1755 г.), Георгиевская(1814 г.), Сретенская (кладбищенская) и тюремная. По плану села Лыскова, составленному в 1905 году, дворец князя Грузинского еще стоял, значит, он сгорел позднее. При нем существовала домашняя церковь, другая же церковь была при духовном училище, открытом в 1784 году.

В середине XVIII века только в Лыскове действовало два монастыря – женский Богородице – Рождественсий и мужской Богородице – Казанский, от которого осталась Казанская церковь. Но к началу XX века во всем уезде сохранился только Макарьевский монастырь. Закрытие монастырей в Лыскове в 1764 году было связано с нехваткой средств и небольшим количеством монахов. Макарьевский монастырь после переноса ярмарки в Нижний Новгород тоже обеднел, монахи начали расходиться по другим обителям, и в 1868 году он был так же закрыт. Восстановлен в 1882 году как женский.

Церкви много внимания уделяли боготворительности, на деньги церкви содержалась лысковская богадельня, Вознесенская и Казанские мужская и женская церковно – приходские школы. В Лыскове действовало одно из 4 духовных училищ губернии, готовивших младших чинов духовного звания.

Макарьевский уезд в течении столетий оставался одним из центров старообрядчества. Уже в начале 1630 года в приселке Лыскова Кирикове при храме сложилось сообщество церковнослужителей, поставившие перед собой цель – борьбы за очищение духовной жизни России. В доме бывшего нижегородца  Анании жил Иван Неронов, бывали Павел Коломенский и будущий патриарх Никон. Под влиянием »ревнителей благочестия» формировались взгляды будущего протопопа Аввакума Петрова.

В 1652 году Никон становится патриархом и начинает проводить реформы по собственной программе, вызывая недовольство населения. Спасаясь от никоновских репрессий, сторонники старой веры бегут в глухие керженские леса. Богатые заволжские скиты платили иногда большие деньги, чтобы губернское начальство их не замечало. Манифест Николая II от 17 октября 1905 года, провозгласивший свободу совести, легализовал старообрядчество. В начале XX века в Макарьевском уезде официально существовали общины Белокриницкой иерархии и Поморского брачного согласия.

Представители Белокриницкой иерархии имели церкви в селе Красный Яр, деревне Будилиха, молитвенный дом в Разнежье, общины Асташихинскую, Великовскую, Красноярскую, Разнежскую. Поморцы ходили в молитвенные дома в Кременках, Борке, Великовском. Вместе с тем в Исадах и Соколове действовали единоверческие церкви.

Культура, просвещение, здравоохранение. Уездное земство большое внимание уделяло просвещению. Под его контролем к 1915 году находилось 3 высших начальных училища, ремесленная школа, 4 однокласных, 112 начальных училищ, в том числе в Лыскове – женское, смешанное, новое начальные училища, ремесленная школа, двухклассное училище и так далее. В 1896 году на Всероссийской промышленно – художественной выставке Лысковское двухклассное училище было награждено Дипломом III разряда, а Макарьевское женское училище – Дипломом IV разряда.

Всего в школах уезда с 3 отделениями в том же 1915 году обучалось 5579 человек и 653 человека в 8 школах с 4 отделениями. В приеме было отказано 497 человекам не только из-за слабой подготовки, но и по причинам материального положения родителей.

Церковь тоже не осталась в стороне от духовного воспитания подрастающего поколения. При церквах уезда действовали 34 церковно – приходские школы, в том числе 3 в Лыскове.

Уездная управа аккуратно высылала всем преподавателям земских школ жалование в первой половине месяца. В 1914 году оно составляло 28 рублей 20 копеек. Педагоги организовывали выездные лекции для населения, различные кружки и мероприятия. Так 17 февраля 1914 года проводился вечер воспитанников Лысковской мужской гимназии. С огромным успехом у публики прошли спектакль по пьесе Д.И.Фонвизина »Недоросль» и музыкальные композиции оркестра балалаечников и мандолистов под управлением воспитанника Лебедева.

Многие родители — крестьяне с большой неохотой пускали своих детей в обучение, поскольку уже с раннего возраста они считались помощниками в семье, а иногда и основными кормильцами. Пытаясь изменить отношение к обучению как к пустому времяпрепровождению, инспектор народных училищ А.П.Смирнов устраивал лекции для взрослого населения. А так как грамотность среди взрослого населения уезда, за исключением Лыскова и Макарьева, составляла 10 – 15 %, то для ликвидации неграмотности создаются вечерние курсы для взрослых в Лыскове, Бармино и других селах. В 1916 году земством решался вопрос об открытии ремесленных отделений при земских школах, в первую очередь из-за того, что в отдельных волостях не хватало кузнецов, слесарей, плотников, других специалистов.

Помощь больным оказывали 6 земских больниц, работали две аптеки: земская А.Ф.Якимова в Лыскове и Мюнцера в Воскресенском. Большой популярностью пользовался дантист Янкель – Гирш Ицкович Гальпер.

Умели жители уезда и отдыхать, весело отмечать праздники. О существовании профессионального театра документальных подтверждений не сохранилось. Но у владельца Лыскова Г.А.Грузинского среди слуг жили 6 лакеев, которые составляли костяк княжеской любительской труппы. Наряду с труппой Грузинского, спектакли ставились силами учебных заведений и дворянских усадеб. На святки в 1916 году труппой любителей в Лыскове поставлены спектакли по пьесам Островского »Лес», Чехова »Медведь» и Аверченко »Новогодняя пасха». Народные театры существовали в Лыскове, Бармино, Чернухе, Оселке и целом ряде других населенных пунктов. Только в феврале 1914 года в Воскресенском было поставлено два спектакля: »Божья коровка» Лебедева и » Не было ни гроша, да вдруг алтын» Островского.

Постоянно действовали в уезде 13 народных библиотек – читален, насчитывающих тысячи книг и практически все губернские и центральные газеты.

Рынок г. Лысково. Старое фото.

12 комментариев на «Лысковский район.»

  1. нина иколаевна говорит:

    Материал интересный. Жаль, что неполный. Например, Макарьевская ярмарка, отчасти формировавшая развитие ремёсел и мелкой промышленности, освещена недостаточно. Практически ничего нет о Макарьевском сундучном производстве, к которому привлекались слесари-жестянщики из Лыскова, где также производили оригинальные замки со звоном или с мелодиями специально для этих сундуков. Макарьевские сундуки пользовались большим спросом по всей России, и считались лучшими. На базе сундучного производства в советские годы в Макарьеве был учрежден лесопильный завод. Ну и т.д. С уважением Нина Ни колаевна Галай

  2. Дмитрий говорит:

    Интересно, жаль все без архивных ссылок, и даже с автором неельзя связаться . Это не есть профессионально

    • Дмитрий говорит:

      Спасибо. Учту ваши замечания.

      • Дмитрий говорит:

        Здравствуйте, а что это за переписные книги Кириллы Симанского и Галактиона Михайлова за 1665?
        Архивную бы ссылочку на них. И что это за переписчики такие? Никогда не слышал ((

  3. Ирина говорит:

    Мне тоже очень понравилась эта публикация, читала и узнавала много разного и интересного, именно исторического материала. Наткнулась случайно, так на работе до сих пор пользуемся сейфом изготовленным в г.Лысково — Артелью «Молот». Набрали в поисковике, хотели узнать когда существовала эта артель, примерный год выпуска сейфа, но ничего конкретного не нашли, жаль. Но все равно почерпнули много интересного, спасибо автору.

  4. Viktoriyas говорит:

    В районе выращивают картофель, зернобобовые культуры, имеется плодопитомник. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец.

  5. Ирина говорит:

    Очень интересный материал, хотелось бы верить, что правдивый. Сейчас старая часть города, которая тянется по берегу Волги, дома, церкви находятся в плачевном состоянии. Такое ощущение, что старая часть города ещё не восстановилась после революции. Дома некоторые разрушены, некоторые заброшены, церкви и собор так и не восстановлены, а жаль. Судя по материалу вышеизложенному здесь, в своё время, кипела удивительная жизнь.

  6. Павлов Евгений говорит:

    Мою бабушку крестили в церкви с.Никольское Макарьевского уезда. Хотя жили прародители в лесах ныне Юринского района. Чем особенна была церковь, кто-нибудь ведает, коллеги?

  7. Ирина говорит:

    Всё правильно, т.к. с. Никольское Макаревского уезда — на левой стороне Волги,(на Ветлуге) а на правой стороне другое с. Никольское(около с. Ленькова)- оно относилось к Васильскому уезду,сейчас это Лысковский р-он.
    В1889г. началось строительство нового каменного храма на пожертвования местных землевладельцев и лесопромышленников( братья Калинины, Казанцев, земский начальник Н. В.Стобеус и др.)а также прихожан. Через 15 лет строительство завершилось.На Ветлуге это был один из первых храмов по отделке и богатству утвари. Весь храм внутри расписан под мрамор, в нём богатый резной иконостас…

  8. Ирина Седова говорит:

    Наконец-то прочитала материал, в котором освещены ответы на некоторые мучившие меня вопросы. Это
    1. О старообрядческой литературе, сохранившейся вплоть до первой половины XX века в церкви с. Сельская Маза вплоть до погрома в 30х годах.
    2. О производстве железа в г. Лыскове. Ведь все данные просто кричат о таком производстве, но нет, в официально изданной книге написано, будто железо, продававшееся на Макарьевской ярмарке, было привозным. Уф, как гора с плеч!
    P.S. Кстати, булгарский город, упоминавшийся в русской летописи за 11… какой-то там год — это Ошел. Крупнейший Булгарский город того времени. Предположительно, он стоял на Лысой горе.

  9. Мария говорит:

    хотелось бы узнать про историю и расположенных рядом деревень (Белавино,Богомолово).

    • Дмитрий Администратор. говорит:

      Напишите эти названия в поиске и найдете фрагменты истории об этих населенных пунктах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.