История села Петровка. Лысковский район.
Относится к Берендеевской сельсовету.
О названии.
Название произошло по одной из версий от слова Петр.
Петропавловская церковь.
Чем может похвастаться село. Тем что на его территории построена Петропавловская церковь. Основанная в 1809 году и является памятником архитектуры.
Храмы русского средневековья, нередко величественные и монументальные, но полутемные, с узкими окнами-бойницами. Затесненные поставленными внутри них толстыми столбами, перестали удовлетворять художественные вкусы людей XVIII столетия. Появилось стремление создать наполненное светом единое внутреннее пространство. Чему в значительной степени отвечало сооружение ярусных церквей типа «восьмерик на четверике».
К концу века композиция их становится более статичной, а восьмерик обычно заканчивается куполом с небольшой чисто символической главкой.
Среди памятников этого типа выделяется построенная в 1809 г. Петропавловская церковь в с. Петровка. Ее основной объем имеет оригинальную форму, так как углы четверика надстроены глухими башенками, прижатыми к боковым граням верхнего восьмигранника.
Башенки заполняют углы, увеличивают ширину граней. Таким образом, объединяют оба яруса церкви в единую четырехгранную призму. Их небольшие главки, окружая граненый купол с центральной главой над ним, как бы символизируют требуемое церковными властями каноническое пятиглавие.
В этой пластически сложной форме, контрастирующей с гладкими кирпичными стенами нижних ярусов церкви. Сказывается живой еще дух барокко. В единой связи находится удлиненная трапезная с колокольней, пристроенной к ее западному торцу. Шатровый верх колокольни поставлен на высокое и тяжелое основание. Выполненные из тесанного кирпича круглые фронтоны, карнизы, пилястры. С их базами и капителями носят характер несколько архаический для времени их постройки.
История церкви в селе Петровка.
Село Петровка — Прудищинской волости Васильсурского уезда Нижегородской губернии( до Консистории -104 версты, до Василя- 50 верст, до почты в с. Быковка — 18). Село старинное. В 1750 году в селе было «100 дворов …597 мужчин и 463 женщин» Растянулось оно одной улицей, расположенной строго с запада на восток, вдоль речки Ушаковка.
На вершине холма ее высокого правого берега стоит церковь во имя Рождества Христова, построенная тщанием прихожан в 1809 году. До этого церковь была деревянная она сгорела и вот собрались деревенские жители на сходку и порешили поставить церковь каменную. Собрали средства, привезли материалы, сложили их на том месте, где раньше стояла церковь. Утром приходят строители, а стройматериалы — в другом более высоком месте! Перенесли назад, на выбранное ими место. На следующее утро все повторилось: стройматериалы вновь «перелетели». И тогда сельское общество приняло это как указание свыше, решили поставить церковь на этом высоком месте. Композиция церкви весьма оригинальна. Она сооружена по типу «восьмерик на четверик». По бокам его надстроены 4 глухие башенки с небольшими главками, которые вместе с главным куполом символизируют каноническое пятиглавие. Такой архитектурный стиль называется барокко. В общую композицию входит трапезная, а в западной части храма находится двухъярусная колокольня. У нее необычная форма в виде шатра, что придает всему облику храма особое своеобразие и оригинальность. Престолов в ней два: в холодной в честь Рождества Христова, а в теплой (при доме) — во имя святых апостолов Петра и Павла.
Запись в клировой ведомости: «Утвари достаточно. Притч состоит из настоятеля священника, временного диакона и штатного псаломщика. На содержание священно- церковно — служителей оклада ниоткуда не положено, содержание их посредственно» Радели наши предки о Доме Божием. Построили кроме храма и колокольни, еще каменную богадельню, состоящую из одной караулки и двух посредственных комнат, из коих в одной комнате помещалось приходское народное училище, а в другой комнате жил законоучитель. 1 мая 1883 года в Петровке открыли приходское училище. Имена священников, которые служили в храме с начала его основания, к сожалению, неизвестны. С 1860 по 1881 г. настоятелем был Евгений Кенарский, а с 26. 12 1886 г. Сарлейский Владимир Сергеевич. Прослужил в сане священника 25 лет. Диаконом служил Лаурин Владимир Львович с 1889 года по 1914 г. До этого учительствовал в министерстве внутренних дел. Высоковский Иоанн Яковлевич в Петровке штатный псаломщик с 1884 г. по 1913 г.г., а затем заштатный псаломщик и учитель в местной приходской школе. Весь причт Петровской церкви- священник, диакон, псаломщик — служили здесь вместе с 1889 г. по 1913 год, потом весь причт сменился. На протяжении 130 лет храм был священным местом, где в таинствах и молитвах врачевались души, заболевшие грехом и страстями.
Здесь черпали люди Божественную благодать. Закрыли его в 1933 году, последним священником был Закольский Валерьян Леонтьевич, который вскоре отказался от сана, испугавшись ареста и лагерей. Да и молодежь дразнила и смеялась над ним.
Автор статьи:
Высоковские из Петровки.
Высоковский Леонид Иванович — протодиакон священнослужитель 7-го поколения. Родился в селе Петровка Лысковского района в семье потомственного священнослужителя Высоковского Ионна Яковлева, который прослужил в церкви этого села 30 лет. Мать Леонида — Матрона Капитоновна (Аристотелева) — также из семьи потомственных священнослужителей. Леонид был младшим в семье. Старший брат Николай, поступив на 1-й курс Лысковского духовного училища заболел оспой (неизлечимая в то время болезнь). Другой брат — Александр — также пошел по стопам отца, став священником. И сестры вышли замуж за священнослужителей.
Леонид продолжает обучение в Нижегородской духовной семинарии. Но закончить успевает только 4 класса: умирает мать, а отец «выходит за штат» — ему исполнилось 65 лет: средств на обучение не стало. И с 1913 г. Леонид Иванович начинает служить дьячком в с. Можарки, затем дьяконом в Казанской церкви села Лыскова. Женится на своей односельчанке сельской учительнице Марии Петровне Филенковой, дочери бедного крестьянина, которая смогла получить самостоятельно образование, закончив Курмышскую женскую прогимназию в 1904 году. Семейная жизнь начинается в селе Петровка, где родилась старшая дочь Илария.
Затем семья переезжает в с. Спасское. Здесь Леонид Иванович служит диаконом. Живут в собственном большом деревянном доме напротив церкви. Возле дома — огромный сад (200 деревьев). Растят пятерых детей: Илария, Ольга, Николай, Ангелина, Георгий. В августе 1918 г. в Нижний Новгород пришла знаменитая директива большевистского вождя о «наведении массового террора» … Семья испытывает все большие трудности: детям священнослужителей советская власть старается не дать возможности получить образование. Чтобы поступить в ВУЗ, старшей дочери Иларии пришлось стать «удочеренной» знакомыми отца, т.е. сменить фамилию, отчество и жить у них «за занавеской».
В 1930 г. семью и вовсе лишают даже дома. В это время Леонида Ивановича держат в церкви Крестовоздвиженского монастыря в г. Горьком, который в то время был превращен в тюрьму. А семью, отобрав все имущество, выгнали на улицу. И в течение 5 лет семья из 8 человек жила в бане! В 1935 г. на барже (денег на билеты не было) по Волге семья смогла добраться до с. Черного, где Леонид Иванович начинает службу протодьяконом в Троицкой церкви. Здесь в с. Черное (сейчас это промзона г. Дзержинска) семья сняла крошечный домик, где 8 человек (5 детей, жена, теща и Леонид) ютились в одной комнате.
21 августа 1937 года Леонид Иванович в с. Прудищи поздравлял своего брата священника Александра Ивановича Высоковского с 60- летием. На следующий день отец Леонид вернулся домой, а «дочь Ольга выбежала ему навстречу: Папочка. уезжай, пока тебя никто не видел! Они тоже тебя заберут!» «Бог терпел и нам велел,» — и отец Леонид перешагнул порог дома, будто перешел Рубикон. Дело Nº 8212 по обвинению благочинного Можарского Николая 1866г.р. протодиакона Высоковского Леонида Ивановича 1890 г.р., всего 10 человек — все священнослужители этого прихода, начато 6.08.1937 г. А Г3. 09. 1937 г. Управление НКВД Горьковской области выносит приговор: «Высоковский Л.И…. арестован как участник террористической организации среди церковников. Статья 58-8,- 11». Расстреляли всех 8-9 сентября 1937 года на Бугровском кладбище г. Горького. Родным выдали справку — «осужден на 10 лет без права переписки». Все знали тогда, что это означает. 18. 01. 1958 г. — Постановлением Президиума Облсуда дело от 3.09. 1937 г. прекращено за недоказанностью обвинения.)
На Бугровском кладбище г. Горького, где проходили массовые расстрелы тысяч нив чем ни повинных, детьми погибших были сделаны самодельные могилки на местах расстрелов. И Леониду Ивановичу — с памятником и оградкой. Дети Леонида выжили в труднейших условиях войны и послевоенной разрухи, сумели выучиться, получить профессии (они стали врачами и учителями географии). А помогли им выжить прежде всего взаимная выручка и любовь друг к другу. Они были дружны: каждое лето семьями встречались.
Дети отца Леонида никогда не рассказывали о своих корнях своим детям, опасаясь за их будущее.
Автор статьи:
Село состоит из 1 улицы:
- Гоголя
- Молодежная
- Пролетарская
Индекс: 606242 Проверен 2019 год.
Согласно переписи населения:
2002 года в селе проживало 548 человека из них 242 муж. 306 жен.
2010 года 383 человек из них 177 муж. 206 жен.
Село Петровка. Лысковский район. На картах Менде 1850 года.
Уважаемые гости нашего сайта.
Если у Вас есть что добавить. Например старые фото данного населенного пункта или кусочек истории от рассказа бабушки.
То непременно напишите в комментариях к данной статье, или на почту taktichniy25@mail.ru с пометкой «Для исторического сайта«.
Благодарим Вас за помощь в сохранении истории.