История села Палец. Перевозский район. Нижегородская область.
Название дано в честь реки Палец, притока Сундовика.
Автор текста: Иван Богомолов
«Хорошо иметь домик в деревне» — это прекрасно знаем из рекламы. Но ещё интереснее знать, что же здесь было интересного в своё время. Село Палец, располагающееся в Перевозском районе Нижегородской области, имеет интересную историю. Мне удалось пока что собрать некоторые её крупицы.
Дореволюционная история подавляющего большинства нижегородских сёл и деревень окутана мраком неизвестности. Периодика и справочные издания, вышедшие до 1917 г., дают очень скудные сведения. И почти все они – о церквях.
Палец — старинное село Нижегородской губернии и Нижегородского уезда. В 1681 г. боярин кн. Ф. С. Урусов построил церковь Одигитриевскую, в которой замечательна икона пресв. Богородицы Одигитрии, писанной в 1664 г.
1722-1723 годы. Российская империя переживает настоящий пик петровских преобразований. А что представлял из себя Палец в это время?
«В селе собор в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии Страстныя и церковь во имя Козьмы и Дамиана бессеребренников. Обе церкви каменные. При них был протопоп (Пётр Иванов), 2 священника (Алексей Яковлев и Иван Фёдоров), 2 диакона (Алексей и Иван Ивановы), 2 дьячка (Алексей Антонов и Пётр Алексеев) и 2 пономаря (Василий Иванов и Григорий Якимов). Пахотной церковной земли было 45 десятин в трёх полях, сенных покосов на 50 копен. А в приходе было 242 двора: 1 помещичий и 241 крестьянский. Село Палец составляло в то время вотчину князя Б.И.Куракина» (Нижегородские епархиальные ведомости. – 15 апреля 1902 г. – № 8. (часть неофициальная)).
Церковь Козьмы и Дамиана не сохранилась. Но известно, где она стояла. «Адрес-календарь Нижегородской епархии» за 1904 год называет её каменной кладбищенской и указывает год её постройки (1496). Кладбище сохранилось и называется, соответственно, Козьмодемьянским.
Стоит ли удивляться, что в таком крупном селе 2 храма?! К рубежу XIX-XX веков численность населения ещё более возрастает – 1125 человек. Число дворов достигает 162 («семь я»). Жители занимаются, кроме земледелия, плотничеством. В это же время действуют школа (скорее всего, церковно-приходская) и красильня. Факты для этого абзаца взяты из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона».
Кстати, «Адрес-календарь Нижегородской епархии» за 1904 год сообщает о существовании в селе уже двух школ – церковноприходской и земской. В это время приходу Одигитриевской церкви принадлежало 75 десятин земли, а в приход входило шесть деревень («Адрес-календарь» не уточняет, каких именно).
Начало XX века ознаменовалось крупным для деревенского масштаба событием. «4 ноября 1912 года при многолюдном стечении народа был торжественно освящён памятник Царю-Освободителю Императору Александру II-му.
По окончании литургии крестный ход направился с хоругвями к памятнику, где был отслужен молебен при пении хора певчих села Гридина.
По окончании молебна местным земским начальником Н.С.Тережиным была сказана речь, касающаяся освобождения крестьян от крепостной зависимости. Затем присутствовавшим лицам был предложен завтрак, за которым были провозглашены здравицы за ныне царствующего Государя императора Николая Александровича, нижегородского губернатора А.Н.Хвостова и местного земского начальника Н.С.Тержина» (Нижегородская земская газета. – 22 ноября 1912 г. – № 46. – стбц. 1282. (рубрика «Жизнь в губернии»)). В цитате не уточняется, но речь здесь идёт, видимо, об обелиске, который сохранился до наших дней (стоит у основания спуска от ул. Горы к шоссе). К сожалению, я не могу это утверждать. И если предположение это верно, то перед нами один из считанных сохранившихся до наших дней монументов в честь Александра II из огромного их множества, возводившегося в дореволюционной России (достаточно назвать Москву, Нижний Новгород, Владимир, Городец…).