с. Бронский Ватрас

История села Бронский Ватрас. Спасский район.

Относится к Высокоосельскому сельсовету.

Село Бронский Ватрас Спасского района Нижегородской области – центральная усадьба СПК «Власть Советов», расположено на левом берегу речки Ватраски, находится  в 25 км от районного центра, 11 км правее  от трассы с. Варганы – с. Спасское.

Название  Бронский Ватрас село  получило по реке Ватрас(ка) – в переводе с индоевропейского быстрый ручей; уточняющее Бронский появилось позднее (чтобы отличить от Монастырского (Красного) Ватраса) – по фамилии первого владельца – Михаила Пронского, отсюда сначала – Пронский Ватрас, потом замена согласной – Бронский Ватрас.

Первое упоминание о селе в документах относится к концу ХVI века. Село Бронский Ватрас принадлежало тогда помещику Никите Одоевскому (первая половина ХVII века). Сначала заселялось левобережье реки Ватраски, т.е. Малый и Большой порядок. Малиновка возникла позднее. Здесь были дремучие леса и топи. Есть предание, что и названа улица Малиновкой по обилию малины, росшей ранее здесь. Помещик отсылал за реку, на нераскорчёванные места, за провинность людей строптивых. Они селились, отвоёвывая у леса и болот земельные участки.

Быт и культура жителей в прошлом.

  Незавидной была жизнь наших предков. Жили в курных избах (избы, топившиеся по – чёрному). Постель – кошма, подушки – носимая верхняя одежда, одеяло – дерюга из грубой конопляной ткани и тряпьё. Освещение в избах  было лучинное. В 1890 г. богач Бабаев Дмитрий Матвеевич привез первый самовар, на который всё население ходило смотреть, как на чудо.  Другим чудом стал патефон, который завёз трактирщик Голубев. Население было неграмотное. Медицинских пунктов не было. Люди не знали ни книг, ни газет, не говоря уже о радио, кино и телевизорах.

Старинные промыслы.

На территории села было 7 ветряных мельниц.

Славилось село:

  • валяносапожниками: Чуевы, Горюновы и Коршуновы,
  • санниками: Ушаковы и Шавандины,
  • столярами и мастерами резьбы по дереву,
  • широко известными были кузнецы Погодины, Тамошины, Ухлины,
  • портные Белянины и Челноковы.

Мельнца село Бронскй Ватрас

Школа была открыта в Ватрасе в 1870 году. Она была церковно-приходской, двухклассной. Учили детей грамоте, счёту и закону божьему. Один учитель и поп. Вместо парт – грубые самодельные столы и скамьи, вместо тетрадей – аспидная доска, на которой писали грифелем (вместо мела). Написанное стирали и писали вновь. Учеников было человек 20 – 25. Мальчики из зажиточных семей. Первым учителем был Колестов Александр Иванович.

Брон-Ватрасская земская школа 1906 год.

Брон-Ватрасская земская школа 1906 год.

Развитие колхоза.   

Первые разговоры о создании колхоза в Бронском Ватрасе и Малиновке начались осенью 1932 года. В феврале 1933 года почти одновременно в   Бронском Ватрасе и Малиновке организовались колхозы:

— в Бронском Ватрасе – «Месть кулаку»,

— в Малиновке – «Комсомолец».

В 1946 году на территории сельского совета было шесть колхозов, которые в 60-е годы ХХ века объединились в один колхоз «Власть Советов».

С 1982 года возглавляет хозяйство Поваров А.В. 16 сентября 2014 года колхоз «Власть Советов» реорганизовался в СПК «Власть Советов».

В 2002 году в село пришло голубое топливо – природный газ.

Памятник погибшим воинам был построен и открыт 7 ноября 1967 года, в день 50-летия Великой Октябрьской революции.  Памятник  выполнен из кирпича, на конце была прикреплена красная звезда, внутри которой горела лампочка. Памятник был огорожен деревянной изгородью. Строительством занимался колхоз «Власть Советов». В 1990 году памятник реконструировали.  Верхнюю часть поместили в металлическую конструкцию, нижнюю оформили мраморными плитами. Красную звезду сменили на медный штиль. Вокруг памятника поставили чугунные цепи. Установили плиты с именами погибших воинов, жителей Бронского Ватраса.

Памятник погибшим воинам. село Бронский Ватрас.

Так же в селе есть: импровизированный стадион, пруд с названием»Школьный».

И памятник природы «Оболенские ели»  представляет собой участок высоко возрастных лесов, где преобладают ели и сосны, посадки 1905-1906 годов, высота деревьев 22 – 23 метра.

Всей земли на территории Брон-Ватрасской волости у князя  Оболенского было 2500 га, из них под лесом около 700 га.

Информацию предоставила и составила Н. В. Даданова.

Село состоит из 3 улиц:

  • Малиновка
  • Малый порядок — на этой улице находиться начальная школа и детский сад, так же магазин РАЙПО и СДК построенный в 1981 году.
  • Центральная — На этой улице находятся: здание правления СПК «Власть Советов», сельская библиотека, ФАП, почта, магазин ЧП «Кирпичёв», часовня.

Индекс: 606292 Проверен 2019 год.

Согласно переписи населения:

2002 года в селе проживало 330 человека из них 153 муж. 177 жен.

2010 года 307 человек из них 149 муж. 158 жен.

Село Бронский Ватрас. Спасский район. На картах Менде 1850 года.

село Бронский Ватрас. Спасский район.

Суда по данной карте раньше оно делилось на деревню Малиновка и село Бронский Ватрас. В настоящее время деревни Малиновки нет.

Уважаемые гости нашего сайта. 

Если у Вас есть что добавить. Например старые фото данного населенного пункта или кусочек истории от рассказа бабушки.

То непременно напишите в комментариях к данной статье , или  на почту taktichniy25@mail.ru с пометкой » для исторического сайта »

Благодарим Вас за помощь в сохранении истории. 

70 комментариев на «с. Бронский Ватрас»

  1. Алексей говорит:

    Всем привет кто нибудь знает историю бронского ватраса?год основания и т д.

    • вера говорит:

      Название Бронский Ватрас состоит из двух слов. В рязанских говорах «бронами» называли кузнецов, оружейников, мастеров слесарного дела. «Ватрас» в украинском диалекте означает очаг, костер. По всей видимости, первопоселенцем данной местности был кузнец. Изначально Бронским Ватрасом называлось только поселение, расположенное к северу от реки Ватраски. Сейчас находящаяся за рекой деревня Малиновка, лежащая перпендикулярно улицам (порядкам) села, стала его частью — тоже на правах улицы. Ранее село состояло из трех улиц, или «порядков»: Большого порядка, Малого порядка и Среднего порядка. Между порядками располагались деревянная школа, выходившая на безымянную центральную площадь. Здесь же размещались правление колхоза, магазин, столовая, памятник односельчанам, погибшим в Великую Отечественную войну, пруд, «учительский» дом (общежитие). К югу от школы почти до самой Ватраски был разбит парк с летней киноплощадкой (в шутку ее называли кинотеатр «Комарик»), Киноафиши писались на листе бумаги и развешивались на столбах линий электропередачи с помощью хлебного мякиша. В конце Большого порядка друг против друга находились деревянные здания клуба, библиотеки и амбулатории. В середине порядка — двухэтажная бревенчатая изба Почты. На задворках Малого порядка располагалась еще одна группа домов, которую называли Зажопиха. За магазином — сельское кладбище. Малиновка, в свою очередь делилась на четыре части (с востока на запад): Кувай, Середка, Конец и Глухой Конец, упиравшийся в начало Глиняного врага (оврага). Со стороны Кувая за Малиновкой находились остатки усадьбы управляющего князей Оболенских, владевших селом до Крестьянской реформы 1861 года, и старая ветряная мельница. К селу и Малиновке примыкали два хозяйственных двора, состоящие из животноводческих ферм, машинотракторных парков и зернотоков. Село является центральной усадьбой колхоза «Власть Советов». Центральная улица села ( большой порядок) имеет асфальтовое покрытие. Частично такое покрытие есть и на улице Малиновка. Село газифицировано, проведен водопровод, но сохранились и колодцы, которые используются для полива огородов. Большинство домов — одноэтажные бревенчатые избы, но есть и кирпичные дома, в том числе на две семьи, а также несколько коттеджей. Большой минус — отсутствие полноценного водоема: река Ватраска обмелела, превратившись в ручей, есть запруды и пруд в Глиняном враге, но до них еще нужно добраться.
      Тип Населенный пункт
      Координаты 55°51’18» Северной Широты 45°27’20» Восточной Долготы
      Высота над уровнем моря 128 метров
      Часовой пояс UTC+4
      Солнце (сегодня) Восход — 06:24:08, Заход — 17:04:57, Истинный полдень — 11:44:32
      Поблизости Горки, Грязновка, Каменка, Низовка, Новая, Раков, Русское Маклаково, Скучиха, Старое Дружково, Сыромятниково

  2. Дмитрий Шадымов говорит:

    Вера, Спасибо за перепечатку моего поста на сайте foto-planeta.com. С момента этой публикации я узнал много нового об истории Бронского Ватрса и деревни Малиновка, в которую я на протяжении многих лет приезжал к бабушке-дедушке на летние каникулы. В целом, информация, перепечатанная Вами, сохранила актуальность. Так как писал я все это по своим детским воспоминаниям и рассказам жителей, к которым обращался с вопросами. Вместе с тем, мои предположения о происхождении названия села, с позиции того, что я знаю сейчас, не выдерживают никакой критики. Спасский краевед кандидат исторических наук Серей Ледов приводит более убедительную версию, с которой трудно не согласиться. Первое упоминание о пустоши (то есть не заселенном, но тем не менее, принадлежащим кому-то) на месте Бронского Ватраса он находит в Платежной книге Спасской вотчины за 1629 год. В Писцовой книге как село Бронский Ватрас упомянут уже под 1646 годом. Таким образом, село возникло в период между 1623 и 1646 годами. Называет краевед и имя первого владельца села — Ивана Пронского. По всей видимости, это был последний представитель славного когда-то, но увядшего в XVII веке княжеского русского и литовского рода князей Пронских, известного как младшая ветвь Рюриковичей с XII века, Михаилом Петровичем Пронским. Это был царский стольник, боярин и воевода, умерший от чумы в 1654 году.

    • Дмитрий Шадымов говорит:

      Поправляю себя сам. Сорри, фамилия историка Ледров, а не Ледов. И первый владелец пустоши и села — Михаил, не Иван Пронский. Так указывает Ледров. Далее все верно.

      • Дмитрий Шадымов говорит:

        Ещё одна поправка: Бронский Ватрас был основан между 1629 ( а не 1623, это описка) и 1646 годом, как видео из приведённых источников

        • Дмитрий Шадымов говорит:

          Строго говоря, Пронские выделись из Рюриковичей в XIV веке. Двое первых из них — Ярослав и его сын Владимир, кстати, современник Дмитрия Донского, — носили титул Великих князей Рязанских. То есть, были государями, имевшими право на самостоятельную внешнюю политику. Как король Франции, к примеру. Круто, да?

  3. Дмитрий Шадымов говорит:

    Итак, по имени первого владельца село получило название Пронский Ватрас. Впоследствии буква П в названии заменилась на Б. Ну, и название Ватрас, как указывает С. Ледов, восходит к финно-угорскому ват, то есть вода. Так как село П(Б)ронский Ватрас возникло на берегу реки Ватраска ( переводится примерно как быстрая стремима, вода, ручей), то оно и стало Ватрасом. Точно так же как другойгораздо более известный Ватрас, который в разные годы назывался Казенным, Монастырским и Красным, и тоже находится в Спасском районе на реке Ватраске.

    • Дмитрий Шадымов говорит:

      Фамилия историка, на которого я ссылаюсь, Ледров, Сорри

  4. Дмитрий Шадымов говорит:

    Деревня Малиновка, ставшая сегодня улицей Бронского Ватраса, появилась, по Ледову, в период с 1646 по 1672гг. Также к селу всегда относились Старая деревня (Сыромятниково), Новая деревня и Горки. После Пронских владельцем села и прилегающих деревень стал боярин Яков Николаевич Одоевский. Он прославился как Астраханский воевода и первый судья (руководитель) целого ряда приказов (ведомств, отдаленно напоминающих современные министерства) успешно служил при трёх царях. Был женат на Анне Михайловне, предположительно, дочери первого владельца Бронского Ватраса, Михаила Пронского. Получается, что Одоевский получил село в качестве приданного. В браке у них родились три дочери, сыновей не было, наверное именно поэтому впоследствие село снова сменило хозяев. Умер Яков Одоевский в 1697 году, когда царем уже стал Петр Алексеевич Романов, будущий император Пётр Первый. К слову, именно при Пронском и Одоевском село Бронский Ватрас достигло пика своего расцвета. Сергей Ледов указывает, что в XVII веке село, будучи боярской вотчиной, входило в топ-2 самых населенных сел на территории современного Спасского района, вместе с селом Русское Маклаково, это было село- тысячник. Так, согласно Писцовым книгам, в 1678 году здесь проживало около 1500 жителей. Ещё два населенных пункта Красный Ватрас и Спасское едва дотягивали до 1000. Следующие села, делившие пятое и шестое места, Аньково и Елховка насчитывали не более 600. В XVIII веке ситуация поменяется. Красный Ватрас с Спасское станут тысячниками, и займут первые два места. В 1779 году Бронский Ватрас — только номер четыре, с населением 912 человек. в 1859 году и далее село вообще в топ-5 не входит.

    • Дмитрий Шадымов говорит:

      Итак, опять Ледров, а не Ледов, и ещё. Я кажется раскопал, как и почему село перешло от Одоевского Голицыным. Яков Никитич Одоевский, как сказано выше, был женат на Анне Михайловне ( как указано в Википедии, предположительно — последней княжне Пронской), и переход села от Пронских Одоевскому подтверждает: да, она была из рода Пронских, и село входило в её приданное. Оказывается, аналогичная история произошла и дальше. У Якова Никитича Одоевского было трое детей, все — дочери. Старшая Марфа вышла замуж за князя Михаила Черкасского, младшую звали Домна, и о ней ничего не известно. А вот средняя Анна в 1684 году вышла замуж за Дмитрия Михайловича Голицына ( 1665 — 1737), крупнейшего административного деятеля России Петровской и пост-Петровской эпохи, член могущественного Верховного тайного совета. Получается, что Бронский Ватрас перешёл Голицыным в качестве приданного Анны Одоевской, внучки Михаила Пронского. Согласитесь, совпадение вряд ли возможно. И Ледров, опираясь на доступные ему источники называет эти три фамилии: Пронский, Одоевский, Голицыны

  5. Дмитрий Шадымов говорит:

    На протяжении большей части XVIII века селом Бронский Ватрас и прилегающими деревнями владели князья Голицыны. Это были магнаты, одни из богатейших в России. В Нижнем Новгороде на ул. Рождественской, стоит дом-дворец Голицыных с двумя флигелями. Теряющее значение село явно не относилось к числу самых ценных активов этой княжеской фамилии, и с 1784 года новыми владельцами Бронского Ватраса становятся помещики Масловы. В XIX веке совладельцами села и деревень становятся князья Оболенские и помещики Волковы. Про Волковых ничего сказать не могу, но вот Оболенские были в числе самых родовитых и богатых в царской России. Они же были крупнейшими землевладельцами современного Спасского района. Их активами были 2500 га земли, включая 500 га лесов и более 2550 душ крепостных. К сожалению, главный региональный офис Оболенских находился в Русском Маклакове, где был шикарный дом с конными дворами, оранжереей и тропическими растениями. От Русского Маклакова в сторону Ключищ Оболенские в 1905 — 1906 гг насадили кедровый лес ( известен сейчас как Ели Оболенских). Что касается Бронского Ватраса, здесь жил лишь приказчик. Мой дед рассказывал, что барин в свою сельскую усадьбу на хуторе за Бронским Ватрасом вообще ни разу не приезжал

    • Дмитрий Шадымов говорит:

      По поводу помещиков Масловых ( которых упоминает Ледров), есть в Спасском районе село Масловка, где даже каменная церковь ( частично сохранившаяся) была. Уж не тем ли Масловым принадлежала та Масловка? Рядом же. Интересно, как им перешёл Бронский Ватрас? Голицыны продали? Проиграли в карты? А, может, снова приданное? И кто- то из удачливых Масловых взял себе в жены княжну Голицыну? Вместе с Бронским Ватрасом.

      • Шадымов Дмитрий говорит:

        Увы, версия про помещиков Масловых из Масловки, похоже, умерла. В сетевом проекте Энциклопедия Спасского района рассказывается о происхождении названия. Первым владельцем был некто Мацнев. Соответственно, село ( деревня) назывались Мацново, Мацнево, Мацновка… Потом переиначилось на Масловка. Будем искать других Масловых

      • Дмитрий Шадымов говорит:

        К. Сожалению, версию о Масловых из Масловки придётся отменить: выяснилось, что первые владельцы села — Манцевы, соответственно, село называлось Манцево, и лишь потом стало Манцевкой, а затем Масловкой, как более привычной для слуха. Об этом можно прочитать в краеведческом проекте Азбука Спасского района. Вместе с тем, барочно Масловых в Русской истории хватало. Целых три рода Масловых принадлежало к столбовому дворянству. Интересно, что судьба одного из них переплелась с родом Одоевских, владевших Бронским Ватрасом в XVII веке. В XIX веке ротмистр Н.Д. Маслов женился на последней княжне из рода Одоевских, и чтобы славная фамилия Одоевских не исчезла, их сыну позволили именоваться Олоевским- Масловым. Это был Николай Николаевич ( 1849 — 1919). Генерал-лейтенант, наказной Атаман Войска Донского, придворный ( до революции — заведующим императорской дворцовой частью в Москве). Жаль, что к Бронскому Ватрасу он, к сожалению, отношений не имел. Этот род Масловых записан в Родовых книгах Московской, Рязанской и Тамбовской (но не Нижегородской) губерний.

  6. Дмитрий Шадымов говорит:

    Все приведённое в комментариях выше, установленные факты. Можно ли помечтать об иной, может быть, более древней истории села? Вряд ли. Само Спасское ( райцентр) действительно возникло гораздо ранее — в 1399 году. Логично ли, что и округа была плотно обжита русскими XIV, XV или XVI веках? Скорее нет, чем да. Спасское было уникальным поселением на степной дороге из Нижнего Новгорода в Курмыш, именно этим объясняется столь раннее основание. Это была стратегическая дорога с Северо-Восточной Руси в Киш и Сару и далее в низовья Волги в столицу Золотой Орды. Места справа и слева от дороги вполне могли оставаться не обжитыми. Здесь проходило пограничье, то же Спасское неоднократно разорялось. И после возвышения Казанского ханства совсем не возобновлялось. Лишь после взятия Казани и Астрахани войсками Ивана Грозного во второй половине XVI века возникли условия для заселения этих земель. Но почти сразу последовали Ливонская война, Опричнина и Смута. Одним словом, мирная жизнь вернулась в эти края нескоро. В ходе изысканий при прокладке предпогаемой ВСМ Москва — Казань на территории Спасского района были обнаружены средневековая археологические комплексы ( селища) Красные Мары ( XII — XV) и Старое Дружково (XIV — XVII), но они, скорее всего, относятся к финно-угрским, а не славянским историческим поселениям. Под давлением русских после воцарения Романовых, финно-угры ушли с этих мест, и на распределённых между боярами, помещиками, мурзами и монастырями пустошах стали возникать села и деревни, такие как Бронский Ватрас и Малиновка

    • Алексей Кириллов говорит:

      У меня мама с Малиновки -Чуева Анна Михайловна. Как прикрепить и отправить вам один интересный документ?

  7. Дмитрий Шадымов говорит:

    О церкви. Как известно, село тем и отличается от деревни, что в не есть церковь. Первая деревянная церковь Знамения Пресвятой Богородицы была построена в селе в XVII веке. Точной даты постройки нет, но очевидно что случилось это ещё при боярском вотчинном правлении, скорее всего — ещё при Иване Пронском. В XVIII веке церковь относилась к нижегородскому уезду и княгининской округе (в Клировых ведомостях за 1768 год, например, при том что церковь в сере Монастырский Ватрас относилась еже к Васильской (Васильсурской) округе. Исследователь церковной жизни Николай Лавров с удивлением не обнаруживает церковь в Бронском Ватрасе в Клировых ведомостях за 1771 год. Разгадка, как мне кажется, содержится на официальном сайте современной Лысковской епархии РПЦ. Там, со ссылкой на местное предание, утверждается, что первая церковь сгорела, и была заново отстроена из дерева с деревянной же колокольней на каменном фундаменте в 1772 году. Таким образом, церковь, по всей видимости, сгорела в период между 1768 и 1771гг. Отмечается, что церковь была восстановлена тщанием прихожан ( то есть, на деньги селян), что говорит об относительном достатке жителей Бронского Ватраса в это время. Ещё одна интересная загадка касается уже XX века. На том же сайте Лысковской епархии говорится о какой-то новой церкви в 1917 году. Непонятно, идёт ли речь о строительстве нового здания или перестройки старого, скорее — второе, учитывая, что в это время Россия воевала в Первой Мировой войне. Сохранилось имя последнего настоятеля храма Тирского Михаила Сергеевича, судьба его интернету неизвестна.

  8. Дмитрий Шадымов говорит:

    Прочитал предыдущие свои посты, заметил опечатки, пропуски и одну обидную ошибку — Яков Одоевский был не Николаевич, а Никитич. И ещё, как-то выпала из истории административная подчиненность села. Исторически в Русском государстве оно входило в Курмышскую пятину Нижегородского уезда ( выше — в разные годы Казанская, Нижегородская губерния, провинция, наместничество, снова губерния). При последних Романовых — в Васильский уезд. В советские годы было подчинение Лыскову, Спасскому. Интересно, что сегодня село является частью другого сельского муниципалитета (в современной России бывает такое). В 2010 году местный сельсовет как орган управления был расформирован путём присоединения к сельсовету села Высокий Оселок. То есть, сейчас Бронским Ватрасом управляет сельсовет Высокого Оселка. Интересна и судьба Малиновки. В последние десятилетия Спасский район потерял полтора десятка исторических деревень, Малиновка в их числе, но единственная, которая не погибла, и люди не переехали. Просто была деревня, стала улица. По моей информации, Бронский Ватрас и сейчас продолжает терять свой статус, если не ошибаюсь, в Высокий Оселок перебралась контора СПХ Власть Советов. Также, видимо, нет уже и школы-восьмилетки. Косвеено, я понял это, когда прочитал в интернете о возрождении Бронского Ватрасской библиотеки ( ранее сгорела) на основании школьной библиотеки. Следовательно, библиотека, слава Богу, естьа вот школы, похоже, уже нет

  9. Дмитрий Шадымов говорит:

    Кстати о школе и библиотеке. На официальном сайте Брон-Ватрасской библиотеки приводится её история с 1951 года, когда она размещалась в здании Малиновского клуба ( даже не знал о том, что в деревне был когда-то отдельный клуб). Видимо, с этим зданием что-то случилось, потому что с этого года библиотека переезжает из одного частного дома в другой. Сначала по инициативе председателя сельсовета Василия Ивановича Канахина, она находилась в доме его родственников Анны и Степана. В 1967 году перебралась в дом парторга А. И. Саблина. Потом, и я это отлично помню, она находилась в отдельном доме. Я, кстати, тогда нашёл лайфхак, как, не будучи официальным читателем, получить доступ к свежей периодике. Например, к журналам Техника молодежи и тому подобному дефициту. У библиотеки не было почтового ящика и почтальонша клала свежие газеты и журналы, просовывая их под дверь. Я палочкой извлекал их из щели, забирал на время, а по прочтении так же засовывал под дверь. С 1992 года библиотека размещалась в конторе колхоза, а в 2004 оду она сгорела (интересно, вместе с конторой или нет?). 10 декабря 2010 года она была возрождена, и сейчас обслуживает население Бронского Ватраса (с Малиновкой), а также жителей деревень Новая и Горки. Между тем, исследователь Екатерина Пилипюк упоминает о налили в селе дореволюционной земской Алексеевской ( по имени Алексеевых? Или в честь царевича Алексея?) библиотеки. Приводится даже фамилия директора некоего И.С. Бочкарева. Кстати, в советские годы библиотекой, где бы она не располагалась, 37 лет заведовала Валентина Васильевна Персонова. И еще, до революции в селе имелось начальное училище, в котором работали Татьяна Ивановна Козлова и Михаил Сергеевич Троицкий. Из бизнес- структур существовало Брон-Ватрасское кредитное товарищество, в котором заправляли Иван Васильевич Ваганов, Иван Михайлович Золыгин и Иван Петрович Челноков. Все эти учреждения и имена разыскала Екатерина Пилипюк.

  10. Дмитрий Шадымов говорит:

    Не даёт мне покоя информация с сайта Лысковской епархии о новой церкви, датированная 1917 годом. Дело в том, что на это ни указывает ни один другой источник, что тем более странно, ведь событие отстаёт от нас всего на какую- то сотню лет. Ещё я общался с живыми жителями села, которые помнили это время. И никто и нигде не упоминает о том, что в год революции в селе строилась церковь. В этой связи У меня появилась версия, что возможно имеется ввиду другая церковь, которая, согласно данным Сергея Ледова, была возведена в относящейся к Бронскому Ватрасу деревне Горки. Случилось это где-то в начале прошлого века ( почему бы и не в 1917 году?) церковь была освящена в честь новопрославленного святого Серафима Саровского. Известна фамилия священника Михаила Бетина, убитого в 1937 году. Сама церковь в Горках была закрыта чуть раньше — в 1931 году. Если подтвердится, что она была построена именно в 1917 году, то вероятность того, что это та самая церковь, что упомянута на сайте Лысковской епархии, весьма высока. Тогда все встаёт на свои места. Были две церкви — непосредствеено в Бронском Ватрасе, построенная в 1772 году, и разрушенная неизвестно когда, и в Горках — с точными датами жизни (1917 — 1931). Ещё одна страница истории села — участие сельчан в ВОВ. Среди героев войны был уроженец села командир дивизиона 410 артполка 134 стрелковой дивизии 69 армии I Белорусского фронта Герой Советского Союза Александр Иванович Бабаев. В январе 1945 года он отличился в боях в тогдашней Германии (современная Польша). Это был не какой-то один подвиг, а серия взаимосвязанных боев, где он проявил себя выше всяких похвал. Вот все, или почти все, что я узнал, почитывая интернет и теребя собственную память, об истории Бронского Ватраса. Если кто- то захочет добавить ( и поправить) буду благодарен.

    • Дмитрий Шадымов говорит:

      И ещё об округе. Везде в источниках Бронский Ватрас упоминается вместе с деревнями Малиновкой, Новой, Сыромятниково ( она же — Старая деревня). Последнее поселение меня особенно заинтересовало. Какое название историческое: Старая деревня или Сыромятниково? Версию я нашёл в интернет- проекте Дать Понять. Со ссылкой на участника проекта Олега Сыромятникова, утверждается, что деревня получила название от купца Сыромятникова, который в ней проживал, а прежнее название было — Старые дворы. Было в деревне 42 дома и часовня, а сейчас живут в сезон только дачники.

      • Дмитрий Шадымов говорит:

        Ещё два населенных пункта, уже бывших, тесно связаны с Бронским Ватрасом. Где- то прям рядом существовала деревня Азаковка ( ровесница Малиновки). А в 1920-х выходцами из Бронского Ватраса была основана деревня Добролюбовка. Об этом рассказал все тот же Ледров. Куда делись эти деревни, и где точно они располагались, не сообщается.

        • Алексей говорит:

          Дмитрий, огромное спасибо за проделанную вами работу. Такую работу проделали, зачитался. Спасибо. А поселение Добролюбова, оно же Выселок, находилось по дороге от Малиновки до Русского Маколокова. Прям около леса. Там жила сестра моей бабушки. В 1961 году я был в колхозном пионер лагере в Добролюбовке. Отец был начальником лагеря, Коршунов А. Н. поваром . пионеров человек 60. Школа была глиненнаая , человек на16.
          Забавный случай: Году в1964 на Добролюбовке прорвало плотину, где местные жители от лесничества заготавливали мочало. И все это лыко- мочало по речке проплыло до речки Ватраски около каменного врага, и далее в деревню Новую. Мы жили на самом берегу речки. Я, отец, брат, вся деревня кинулись обдирать готовое , богом данно

    • Роман говорит:

      Очень интересно Вас почитать. Александр Иванович мой дед. Раньше я часто бывал в Малиновке примерно 95-2000 годах.

    • urijbabaev6@gmail.com говорит:

      Огромное спасибо за очень подробные аспекты развития , а может быть и заката Бронского матраса. У меня отец(Бабаев Анатолий Михайлович) родился в Малиновке в 1926 году. По неподробным рассказам даже я ,ориентировочно, в 1954-1955 годы жил в Малиновке. Очень рад был узнать столько интересного о родине моего отца. Хочу приехать и своими глазами посмотреть на деревню Малиновку.

  11. Дмитрий Шадымов говорит:

    Похоже, я веду диалог с самим собой. Но, надеюсь, что ещё кто-нибудь, имеющий то или иное отношение к Бронскому Ватрасу или Малиновке, захочет оставить свой комментарий. У меня, в свою очередь, есть вопросы, на которые нет ответов, которые я хотел бы получить. Кому именно из Голицыных принадлежал Бронский Ватрас. Дмитрий Михайлович, который, по всей видимости, получил село в качестве приданного за княжной Одоевской, на исходе жизни впал в немилость. Его имущество, похоже, было конфисковано. Раз Голицыны (по Ледрову) владели селом большую часть XVIII века, возможно, оно перешло к другой ветви этого рода. Так ли это? Хотелось бы знать, что за Масловы были следующими владельцами, и как они стали местными помещиками, и как, в свою очередь, их поместье перешло к Оболенским и Волковым. И кто такие эти Волковы? И ещё, мне очень интересно, почему окраинная часть Малиновки называется Кувай? Что это, фамилия, имя, род деятельности? Когда я ничего не знал об истории села, и имел только предположения, считал, что это название, возможно, связано с бронами, то есть, людьми, имевшими отношение к работе с металлом. Тогда я ничего не знал о Михаиле Пронском, и преполагал, что, возможно, и Кувай как-то связан с работой по металлу. Кувай, Ковай, от ковать, Коваль — кузнец. Сейчас у меня нет версий, потому что с происхождением слова Бронский все ясно.

  12. Дмитрий Бохонский говорит:

    Дело по доносу священника с. Козина Балахнинского уезда Нижегородской епархии Александра Алексеева о изготовлении фальшивых ассигнаций в вотчине князя Андрея Петровича Оболенского, именуемой Бронский Ватрас. 5.07.1810. РГИА. Ф.796. Оп.91. Д.525.

  13. Дмитрий Шадымов говорит:

    Получается, Масловы владели Бронским Ватрасом менее 40 лет — c 1784 года, как указывает Ледров, и точно не позднее 1810 года, когда село упоминается как вотчина Андрея Петровича Оболенского. Забавно, что владельческую историю села удалось относительно легко проследить с 17 века до начала 19 века почти по годам, а по 19 веку информации в публикациях практически нет. И все- таки, кто были эти Масловы, а затем — Волковы, и почему Оболенские делили свою вотчину с последними?

  14. Дмитрий Шадымов говорит:

    ОПАНЬКИ! Дмитрий Бохонский, Вы дали мне ключик и к Масловым, и к Волковым. Википедия, рассказывая об Андрее Петровиче Оболенском (1769 — 1852), сообщила о его первой жене — урожденной Масловой Марфе Андреевне (1768 — 1796), дочери Андрея Яковлевича Маслова, наследнице села Троицкое-Ордынцы. Марфа умерла родами дочери — Екатерины Андреевныы. А вот Екатерина Андреевна, старшая дочь Андрея Петровича Оболенского, вышла замуж за богатого помещика и фабриканта Николая Аппололновича Волкова, став, таким образом, Волковой. Получается, что Бронский Ватрас Оболенские получили в вотчину как приданное за Марфу Андреевну Маслову. А затем бывшее маменькино село частично перешло к старшей дочери — Екатерине Оболенской, в замужестве Волковой. Так, совладельцами села и прилегающих деревень стали и Оболенские, и Масловы.

  15. Дмитрий Шадымов говорит:

    Описался — и Оболенскими, и Волковыми

    • Дмитрий шадымов говорит:

      Это я от волнения… И Оболенские, и Волковы

      • Дмитрий Бохонский говорит:

        Замечательно, Дмитрий. Я рад, что оказался полезен. Только дело само не смотрел. Просматриваю описи, а оно не моя тема. Как-нибудь, если это важно, загляну в него.

  16. Ольга говорит:

    Здравствуйте, очень интересная информация по истории Малиновки и Бронского Ватраса. До своих лет 10 регулярно приезжала на лето к бабушке в Малиновку. Это деревня моего детства и с ней связаны самые теплые воспоминания. Позже бабушка перебралась в другую деревню и поездки туда прекратились. В памяти деревня осталась с зеленой улицей, со скошенной луговой травой перед окнами и желтыми лютиками.
    Зашла на страничку в поисках информации о деде. Именно из Малиновки он уходил на фронт.

    • Алексей говорит:

      Ольга, здравствуйте!
      Напишите мне возможно, смогу найти информацию о Вашем деде.
      У меня есть книга написанная моим прадедом Чуевым Иваном Михайловичем об истории Бронского Ватраса.

      • Ольга говорит:

        Здравствуйте, Алексей. Давно не заглядывала сюда. Воспользуюсь Вашим предложением. Я уже очень многое узнала о деде. Где воевал, где и когда погиб, где похоронен. Смущает дата начала его военных действий в составе стрелковой дивизии: 20.06.1941 года. Получается, что крестьянина, имеющего пятерых детей призвали еще до официального объявления войны. В любом случае интересно узнать, есть ли какие-то упоминания о нем или его семье в книге Вашего прадеда. Данные: Кондеев (Кандеев) Михаил Федорович, 1902 г.р., жена Кондеева Ульяна Алексеевна.

        • Дмитрий Шадымов говорит:

          Кандеевы и сейчас живут в Малиновке. Можно сказать, наши соседи! у нас остался полузабыты домик от бабушки и дедушки, в который мы уже год не приезжали.
          Я тоже проводил много времени летом в Малиновке, по маме я — Сафонов. Это было в 1978 — 1985гг. Практически каждое лето.

          • Ольга говорит:

            Не сомневаюсь, что они там живут. Но это уже другое поколение. Меня в Малиновку к бабушке отправляли примерно с 1965 по 1975 год. Из Кандеевых (однофамильцы наши или уже не знаю, в каком колене родственники) помню д.Василия, т.Шуру, дочку их Татьяну (подружка моя была) и сына их, кажется, Сашей звали. Дом наш рядом с их стоял. Кажется, бабушку у них Ульяной звали.

          • Галина говорит:

            Дмитрий спасибо Вам большое за историю Малиновки и Брон Ватраса.Все свое детство это яркие воспоминания о Малиновке 1965-1972 г.г.Моя мама в девичестве Русакова,дочь Петра Григорьевича и Акулины Ивановны(Канахина,сестра Василия Ивановича Канахина).
            Жили в Середке,рядом Захаровы,Вершинина Марья,Синевы,с другой в сторону Кувая Максимовы,Белянинины Анатолий и Шура,Цыканины(сестра моей бабушки Зинаида,если не ошибаюсь Шульпины,Канахин Кирилл(брат бабушки) ,а напротив Русаков Иван Григорьевич(брат деда) с женой Ниной,Герасимовы,Сафоновы,Цверовы,а к Большому проулку помню Перовых,Белянины Петр.Может быть у Вас есть информация где и в каких источниках можно более подробнее найти о Русаковых и Канахиных.

          • Добрый день. Рад что вам все понравилось, именно для таких людей как вы. Все это и делается. Очень приятно слышать слова благодарности.
            Что касается конкретно Русаковых и Канахиных у меня информации нет, но тут часто сами читатели пишут в ответ тем людям кто спрашивает что либо.
            Надеюсь и вам местный житель ответит.

      • Дмитрий Шадымов говорит:

        Алексей, приветствую. а что за книга, и где можно ее найти??

      • Дмитрий Шадымов говорит:

        Алексей, добрый день!

        А где можно познакомиться с книгой, которую написал Ваш дед?

      • Наталья говорит:

        Здравствуйте!Значит мы с Вами родственники!Ива Михайлович был двоюродным братом моей бабули!Чуевой Валентины Васильевны!В девичестве Персонова!89087260757 позвоните мне,я буду очень рада!

        • Кириллов Алексей Анатольевич говорит:

          Дмитрию , большое уважение за огромную работу. Чуев Иван Михайлович, мой родной дядя по матери Кирилловой- Чуевой Анны Михайловны. Теперь о книге: «история села Брон Ватрасса «. Это первая попытка, на мой взгляд, как то систематизировать определенные факты.. Писалась под руководством непосредственным участием Чуева Ивана Михайловича. Оригинал написан колеграфическим и очень красивым почерком Коршуновым Александром Николаевичем.. Долгое время хранилась у моей матери. Потом оригинал был у Чуева Ивана Михайловича. Сейчас с высокой долей вероятности он находится у внучки Ивана Михайловича -Кошелевой-Чуевой Ольги Игоревны.

      • Евгения говорит:

        Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, как ознакомится с книгой вашего прадеда? Мой прадед тоже Чуев, правда Федор Андреевич .

  17. Аleksis говорит:

    Дмитрий добрый день.В Ватрасе еще остались жители Добролюбовки. Да и саму деревню распаханую в конце 80 начале 90 видно на поле.Но вот про Азаковку никто не слышал.Есть на картах ручей Азаква,который бежит через Сыромятниково.Возможно она располагалась в верховье этого ручья.

    • Дмитрий Шадымов говорит:

      Алексис, добрый день. По всей видимости, так и есть (я про Азаковку и ручей). Возможно, Старые дворы — Старая деревня — Сыромятниково — это и есть Азаковка. А где физически находилась Доролюбовка?

  18. Аleksis говорит:

    Алексей,не берусь утверждать,но мне кажется что у Ольги уже есть копия книги вашего прадеда.

  19. Алексей говорит:

    Дмитрий день добрый.В Ватрасе еще остались жители Добролюбовки.Даже следы деревни заметно на поле,ее распахали в конце 80 начале 90.Но вот про Азаковку никто не слышал.Есть ручей Азаква,который через Сыромятниково бежит.Может в верховье этог ручья и была Азаковка.Очень интересно узнать.

    • Дмитрий Администратор. говорит:

      Да возможно что это так и было. Так как часто названия возникают от меня местного купца или речки на которой населенный пункт образован.

    • Дмитрий Шадымов говорит:

      Круто!

  20. Алексей говорит:

    Добрый день.Не первый раз слышу про эту деревню.Но в самом Бронском Ватрасе ни от кого не слышал. Дед был с 28 года он тоже не слыхал.

  21. Алексей говорит:

    Много старых карт просмотрел.Нигде нет Азаковки.Добролюбовка есть на картах ркка.

  22. Дмитрий Шадымов говорит:

    Ребята, у меня гипотеза, что Азаковка — это и есть Старая деревня/ Сыромятниково. Просто в какой-то момент она потеряла большую часть населения (переселились в Новую???) и стала Старыми Дворами / старой деревней

  23. Дмитрий Шадымов говорит:

    Здесь можно попробовать комплексно подойти.

    Как и когда появилась Новая деревня? На карте Нижегородского наместничества екатерининских времен она уже есть, и уже называется Новая.

    Когда появились Горки?

    Ведь, по сути, эти четыре поселения БВ+ Малиновка, Старая деревня, Новая деревня и Горки образуют один конгломерат, одну группу поселений, «нанизанных» на одну дорогу (с ответвлениями).

    Опять же, по Ледрову (а он использовал архивную статистику) самое большое население в БВ было в 17 веке. Как версия: возможно люди просто переселялись из БВ, и убыль населения была связана в том числе с этим? Как получилось в свое время с Добролюбовкой, которая сначала «отселилась», а затем «вернулась».

    Новая деревня — «новая» по отношению к Старой (что почти очевидно) или по отношению к БВ?

    И, наконец, меня очень интересует происхождение слова «Кувай» — часть Малиновки, которая от «середки» тянется в направлении Новой. Почему с одной стороны «Конец» и даже «Глухой Конец», как бы очевидно. А вот почему «Кувай»?

  24. Дмитрий Шадымов говорит:

    И еще интересна судьба колхозов, образовавшихся в довоенный период. которые в 46-ом слились во «Власть Советов». Интересно, они образовались по какому признаку: географическому, клановому, какому-то еще. Ведь 6 — это очень много. Опять же, где физически располагалась МТС, которая их обслуживала (снабжала техникой)?

  25. Дмитрий Шадымов говорит:

    Еще одно наблюдение. Указано, что в районе Большого порядка есть «Школьный пруд». В 70-е годы его чаще называли «Учительский пруд». Школа располагалась на несколько десятков метров выше (ближе к Ватраске), а вот прям над прудом со стороны Большого порядка (совр. ул. Центральная) очень близко к срезу воды стояли два бревенчатых дома, где жили учителя. Само слово «Школьный» больше относилось тогда к парку, который находился между условной центральной площадью (столовая, памятник, магазин, правление), Большим и Малым порядками и рекой Ватраской. Тот самый «Школьный парк», где на деревянных лавочках с помощью передвижной киноустановки крутили фильмы в уличном «кинотеатре», который в шутку называли «Комарик» (ох уж и кусались эти маленькие бестии). До сих пор, когда смотрю «Блеф» или «Пираты 20 века» (впервые посмотрел в «Комарике») слышу в ушах этот «шлеп-шлеп» (сломанными ветками по коленкам)))))))

  26. Дмитрий Шадымов говорит:

    Сегодня взад-вперед съездили в Малиновку. как дышится!!! какой воздух!! когда вернулся в Нижний Новгород? захотел еще покопаться, погуглить по неразрешенным историческим вопросам. Решил начать с названия Кувай. Никто не поддержал мой запрос на этом сайте. что ж, несколько версий подбросил Интернет. Так, Википедия знает несколько поселений с названием Кувай: Кувай — село в Новосергиевском районе Оренбургской области. Кувай — посёлок в Старошайговском районе Республики Мордовия. А еще есть Кувай — река в Оренбургской области. Большой и Малый Кувай — два села в Ульяновской области. Все топонимы и гидроним — в Среднем Поволжье и соседствующем приуральском регионе. Еще есть прииск Кувай компании «Сибзолото». На месторождении даже проводятся одноименные конкурсы профессионального мастерства, скажем, среди экскаваторщиков. Итак, населенные пункты с названием Кувай в России встречаются. И малиновский Кувай — не единственный. Что же означает это название? Возможно, имя-прозвище первопоселенца. Существует несколько предположений относительно происхождения имени Кувай. Так, в вологодских говорах словом «кувай» называли «глухонемого человека». В народе подобным прозвищем могли наделить также невнимательного человека. Возможно, Кувай – это имя-оберег, которое обладало, согласно языческим верованиям славян, магическими свойствами. Родители нередко давали детям имена, несущие отрицательные, негативные значения, в надежде, что такие имена способны перенять на себя все зло, которое может случиться с их ребенком. Так, малыша могли назвать Куваем, чтобы он рос здоровым и внимательным ребенком. Таково было представление наших далеких предков о силе имени над судьбой человека.
    Однако в ряде славянских говоров слово «кувай» употребляется также в значении «ржаной хлеб». Таким образом, имя Кувай могло быть дано человеку, который пек хлеб и отличался особым искусством в своем ремесле. С давнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. К этому продукту человеческого труда люди относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью. Следовательно, человек, имеющий прозвание Кувай, по этой версии мог пользоваться большим уважением и почетом.
    По иной версии, имя Кувай имеет финно-угорское происхождение. В таком случае, прозвание Кувай восходит к мокшанскому слову «кува» («кора, корка», «земля»), либо к эрзянскому «кувака» («долгий, длинный»). Таким образом, именование Кувай могло принадлежать не только земледельцу, но и высокому человеку. А вот марийско-русский словарь дает следующий вариант перевода с марийского: Кувай — тетушка (в почтительном обращении). Вот и гадай, почему восточная часть Малиновки исторически называлась Кувай. Кто там жил? Неловкий неумеха? Малыш, которого родители защитили именем-оберегом? Опытный хлебороб? Дылда? Или уважаемая соседями тетушка? Наверное, точного ответа мы не узнаем никогда.

  27. Дмитрий Шадымов говорит:

    Вернусь к Куваю. А, может быть, это вовсе не человек, а просто характеристика. Например, улицы. На картах Малиновки вплоть до середины 19 века видна определенная ассиметрия: деревня больше развивалась именно в направлении Кувая, этот отросток «длиннее». Тогда можно вернуться к эрзянскому «кувака» — «длинный», «долгий». То есть, от места условного пересечения расположенных перпендикулярно по отношению друг у другу Бронского Ватраса и Малиновки в разные стороны отходили два конца, два отростка одной и той же улицы. В одном направлении она называлась «Конец» (в древнем Новгороде «конец» синоним слову «улица») , потому что этот фрагмент был короче, в другом — «Кувай», потому что он был длиннее. В свою очередь, место их «расхождения» называется «Середка». Потом, когда «Конец» вытянулся и стал почти таким же длинным, как «Кувай», самая дальняя его часть получила название «Глухой Конец». Итак, Малиновка делится (с юго-запада на северо-восток) на «Глухой Конец», «Конец», «Середку» и «Кувай», которые суть составляют одну улицу. Сейчас, впрочем, то тут, то там «пробелы». Улица, чем дальше от «Середки», тем больше, распадается на отдельные группы домов и даже изолированные усадьбы. А Глухой Конец вообще выглядит как обособленный хутор.

  28. Дмитрий Шадымов говорит:

    Почему Кувай длиннее?
    Если посмотреть на карты, понятно, почему развитие Малиновки шло именно в направлении Кувая. Именно к этой части деревни с противоположной от Бронского Ватраса стороны примыкала дорога, ведущая на Черемисский хутор, где находился дом приказчика, управлявшего Бронским Ватрасом и Малиновкой от имени владельца (владельцев). Именно с восточной стороны к Бронскому Ватрасу примыкают «соседи»: деревни «Старая-Старые дворы-Сыромятниково-Азаковка» и «Новая», «Горки» (в середине 19 века писалась «Горка»). С западной стороны — только Глиняный и Песочный враги, да Троицкий лес. Понятно, что на западе в определенной мере был тупик, исключая дорогу, которая через лес уходила к селу Троицкое. Да и последняя ветряная мельница, которую я застал уже без крыльев, на моторном приводе, располагалась за усадами на Кувае. Видимо, там был центр хозяйственной жизни.

  29. Дмитрий Шадымов говорит:

    Перечитал все посты, думал, может, кто еще присоединится к дискуссии? Увы. Укрепился в гипотезе о причинах названия Кувай (длинная, «долгая» часть улицы — сравните неподалеку населенный пункт называется Долгое Поле).

    И еще, Ольга, как-то прошел мимо Вашего комментария про Кандеевых.
    Вот Ваш фрагмент:
    <>

    Все правильно, это Ваши родственники в каком-то колене, не однофамильцы. У меня в голове как-то сразу не сложилось. Да, именно они. Дядя Вася был механизатор. Работал на комбайне, на тракторе. Тетю Шуру тоже помню. Оба они умерли (дядя Вася утонул). Татьяна, Ваша подружка, если не ошибаюсь, работала бухгалтером (главным бухгалтером?) в колхозе. Не уверен, жива ли она. А Саша (Александр Васильевич) жив-здоров, видел его минувшим летом. Он одно время жил с семьей в Лысково, потом вернулся в деревню. Купил дом напротив родительского. У него крепкое хозяйство, много всякой техники повсюду, у обоих домов. Если Ваш дом рядом стоял, то Вы либо из семьи Трусовых (это дом слева, если лицом к родительскому дому Кандеевых стоять), либо дом справа (не помню фамилию владельцев), он в моем детстве стоял заброшенным, потом рухнул. Следующий дом — наш. Если этот (уже давно не существующий) дом — Ваш, то участок за домом (где ранее был огород), фактически окраина владения Кандеевых теперь. Там есть проулок «на зады» и к усадам, выпасают (выпасали ?) бычка, складировали дрова, какие-то стройматериалы, что-то по хозяйству. Капитальных построек, вроде. нет. Хотя, не уверен. Если Вы ездили в Малиновку до 1975 года, то да, дом, видимо, еще был жив. Напротив через улицу от него — прямо дом Максимовых , наискосок влево — Шумкиных, наискосок вправо — Ретиных. Если, эти фамилии Вам, конечно, что-то говорят )))
    Помню и старую бабушку из семьи Кандеевых. Похоже, ее действительно звали Ульяна, хотя не уверен. Меня к ней водили один раз бородавку с пальца свести. Она ее ниточкой обмотала, какой-то заговор говорила, и да, бородавка потом сошла. Забавно )))

  30. Золыгин Александр Васильевич говорит:

    Добрый день. С интересом прочитал весь материал. Захотелось внести свои» пять копеек». Меня больше интересует деревня Новая, т.к. мои родители там родились, выросли. В детстве я и сам там проживал у бабушки, да и сейчас там живут мои родственники. Меня тоже интересовал вопрос происхождения деревни Новой. Нашел в Интернете отчет церкви Знамения Богородицы . что в Бронском Ватрасе, за 1722-1723гг.Там указано что в приход церкви входит только само село и деревня Сыромятниково. Думаю что ни Малиновки, ни Новой деревни еще не было. Но на карте Нижегородской губернии 1772г.(если не ошибаюсь) деревня Новая указана. Считаю что в этот 50-ти летний период она и появилась. Кстати выше был упомянут Иван Михайлович Золыгин. Это мой прадед.

    • Дмитрий Шадымов говорит:

      Спасибо, Александр.

      Малиновка все же упоминается с 17 века, об этом пишет и Ледров совершенно однозначно — с отсылкой на архивные фонды.

      Сыромятниково (по всей видимости, изначально — Азаковка, которая тоже упоминается с 17 века) — Старые Дворы — Старая Деревня (все это один и тот же населенный пункт), мне кажется, да, именно по отношению к нему Новая деревня называется Новой. Наверное, Вы правы, указывая на период ее возникновения. Золыгины — известная фамилия в Бронском Ватрасе. Я слышал ее в своем детстве.

  31. Золыгин Александр Васильевич говорит:

    Еще добавлю. В областном архиве, в читальном зале можно получить на руки и прочесть церковную книгу, где с 1900 по 1918гг. велись записи всех рожденных, умерших и сочетающихся законным браком. Очень интересный материал. Кстати , там деревня Горки указывается как Горок. Есть еще много интересного. До февраля 1917 года в записи указывается: крестьянин деревни Новой (например Иван Михайлов Золыгин и жена его ……, оба православные. , то после революции -гражданин деревниНовой.

    • Благодарю вас за такое емкое и важное дополнение к данным материалам. Возможно у вас есть какие ни будь старые фото вашего села? Буду рад добавить на сайт. Еще раз спасибо что помогли сохранить историю.

    • Дмитрий Шадымов говорит:

      Про Горок — забавно )))

  32. Екатерина говорит:

    Здравствуйте, ищу своих предков. Знаю что прабабушка моя родилась в малиновке в 1910 ( Клюева Анна Григорьевна) у нее был брат Клюка Апполинарий Федорович и тетушка Конахина Алевтина Васильевна ( 1947 г.о)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.