История села Асташиха. Лысковский район.
Село относится к Красноосельской сельской администрации.
Образовалось в 19 веке на Казанском тракте.
Первоначальное название Осташиха. Название село получило от уменьшительного мужского имени Асташа или Евстахий.
Еще в начале 20 века в Асташихе официально существовала община Белокриницкой старообрядческой церкви.
Воспоминания о селе Асташиха от Комилева А.
Не перестаёт удивлять Асташиха своей многоликой историей. Словно солнечный лучик, всегда осветит какую-нибудь грань из обширного своего прошлого. Разве мог я предположить, что по дороге через Лысково, Асташиху, Белозериху проезжал Александр Сергеевич Пушкин, причем меняя лошадей в Астащихе.
Перекладывая в голове мысли сведения о великом поэте, спешил я на велосипеде по дороге на Белозериху. В отличие от тихой повольной Асташихи Белозериха захватила суетливостью, многолюдьем. По разбитой дороге к фермам метались, дребезжа «ЗИЛЫ».ГАЗы», стучали на постоянных ухабах телеги. Но так же, как и в Асташихе радовали глаз резные наличники, чердачные мансарды.
В правление колхоза-оголенное одноэтажное здание из красного кирпича- меня привлекло юбопытсво-стремление найти летопись местности, вернее -историю двух сел, как потом выяснилось. Мои представления о летописи разбились о реальность бытия. Конечно, чего греха таить, разочаровали меня поначалу рукописные данные учительницы энтузиастки. Я ожидал летописные своды типа «Повести временных лет». Но при дальнейшем знакомстве с содержанием истории, аккуратно переписанной одним почерком, мое сомнение рассеивало а интерес увеличивался. Собранные сведения из уст старожилов, из документов колхоза представляли собой увлекательную повесть. пусть несколько растянутую в эпизодах Луневым и коллективизацией.
«В первый же год существования колхоза было доказано преимущество перед единоличными. В 1934 году колхоз был сильный, примерно около 120 рабочих лошадей, и все они были обеспечены сбруей, зимними и летними ходами…»
Конечно, сразу появилась моль о её перепечатки и продолжении, чтобы использовать материал на уроках истории и в районном краевед-ческом музее. И жаль что о уходом на пенсии заслуженных людей колхоза Владимира Александровича и Любови Николаевны Темновых потерялся интерес к «Летописи» ,хотя и ней и деревне знают хорошо, но только огонек воспоминаний появляется при случайных вопросах- беседах о ней.
А если бы традиции бывших учителей-историков укрепились, то подробнее бы стала сама повесть жизни. Но пока летопись- история храниться у бывшего партийца ныне пенсионера В.А. Темнова. И кажется забывается она. А ведь жаль многолетних трудов краеведов.
Невольно вспомнилось, как пропало печатное издание от Асташихинской битве монголотатар, хранившееся долгие годы у бывшей учительницы начальных классов в Асташихе. Не стало и старых номеров «Московской ведомости» в доме В.П, Сидоровой. Лишь отдельные экземпляры журнала «Дружеский речи» возвращают нас в осень и начало зимы 1904 года. Если бы пропажи в дело пошли- самой истории бы в радость было. А так только одни редкие разговоры- воспоминания…
Очередной мок приезд в Асташиху состоялся только через год после первого. Все те же проселки с невысохшими лужами и как всегда-ни одной попутной автомашины на всем трехкилометровом отрезке пути от трассы до населенного пункта.
Августовское село встретило меня мычанием выгоняемых из подворий коров, щелканьем кнута пастуха, легкими дымками из труб и солнцем, ласковым, теплым. Резные наличники на окнах домов, узорные надстройки на крышах. На отдельных трубах-жестяные зубчатые надставки. И смотрится красиво, да и от дождя защита.
Вспоминается прошлый разговор с Елизаветой Павловной Сидоровой о расцвете Асташихи и 60-е годы, когда село было центром хозяйства. Тогда и домов каменных по настроили, и водопровод провели с колонками, почти у каждого подворья и клуб из красного кирпича сложили для местного театра, славившегося своими эмоциональными постановками, от которых зрители и плакали навзрыд, и вволю задорно смеялись.
Но почему-то в жизни всегда что-то мешало продвигаться в гору роста. Сейчас говорят. Что это были годы застоя. Не знаю. Хотя какие-то законы, инструкции становились на пути доброго, возвышенного. Так получилось и театром в Асташихе. Умер руководитель, уехал главный консультант артистов обратно в областной центр, а театральный коллектив распался.
Центр колхоза переместился в Белозериху, переехали туда специалисты. И после этого жизнь в селе словно остановилась, замерла. Дороги размыло полой водой, в колеях- невысыхающая грезь…
Вот с такими мыслями и воспоминаниями спустился я по дороге и прошел мимо церкви к роднику, чтобы напиться обжигающей, кристально чистой воды. У источника своя самобытная история. Облаченный в постамент-постройку, с трубой-водоворотом, он стал небольшим и своеобразным источником для речки, проходящей через всю деревню, разделяя Асташиху надвое.
Родник примечателен и тем, что находится у местной церкви построенной спустя десятилетие после отмены на Руси крепостного права. К слову сказать, такая же церковь- близнец была воздвигнута в Москве.
Послушаем что об этом говорят сами сельчане. Белозерихинцы решили объединёнными силами построить в Асташихе большом и красивом селе, божий храм для всей округи. И даже сами сложили массивный фундамент с подвальными помещениями. Но по каким-то причинам бросили постройку и сделали всем миром у себя в Балозерихе каменную церковь, а начатую в Асташихе доделали местные жители.
Но вернемся вновь к источнику, или вернее к двум. Первый родник дает чистую воду для всех жителей села, проходя по водопроводу к каждой колонке, а второй течет по деревне. Оба источника выходят из разных пластов, находящихся под церковью. Один родник скрыт часовней, а, на другом по просьбе избирателей построено насколько корыт, расположенных ступенчато. В них женщины полощут белье, а летом охлаждают молоко… Вода здесь не замерзает даже в лютые морозы, и есть поверье, что она «святая». Правда, в это мало кто верит. Хотя вода удивительно чиста и свежа, прямо-таки живительная.
Пришел я снова и к дому Сидоровых с его уникальной резьбой-памятью о мастерах по дереву. Но уже нет в живых старшей -Марии Михайловны. Только по-прежнему приветлива и жизнерадостна Елизавета Павловна. Она пригласила на пироги с капустой и луком.
Возвращался я ни трассу Москва-Казань все той же дорогой. Еще раз напоследок огляделся окрест, вновь увидал украденные резьбой дома, будь то довоенной постромки или поставленные недавно. В других же населенных пунктах нет такой красоты. Может сотворение ее и отличает асташихинцев, а село стало притяжением талантов.
Данное село состоит из 5 улиц:
- Бугристая
- Центральная
- Восточная
- Молодежная
- Солнечная
Индекс 606247 . Проверено в 2019 году
Согласно переписи населения:
2002 года в селе проживало 215 человека из них 96 муж. 109 жен.
2010 года 198 человек из них 87 муж. 11 жен.
Село Асташиха. Лысковский район. На картах Менде 1850 года.
Уважаемые гости нашего сайта.
Если у Вас есть что добавить. Например старые фото данного населенного пункта или кусочек истории от рассказа бабушки.
То непременно напишите в комментариях к данной статье, или на почту taktichniy25@mail.ru с пометкой «Для исторического сайта».
Благодарим Вас за помощь в сохранении истории.
За 1621-1623 гг в Писцовой книге при царе Михаиде Федоровиче Романове была запись о том, что в новом поселении Осташихе уже было 8 домов из которых 6 крестьянских и 2 бобыльских.
Починок (новое поселение) Осташиха расположенное на речке Имзе и Осташихе. Таже запись от 1621-1623 г. А это начало 17 века! Так же имеется карта Наполеона от 1811-1812 гг, на которой указано поселение Осташиха, как Село с Храмом! Это и подтверждает то, что поселение было основано давно и к этому времени уже имело свой Храм и приход.
Село Осташиха в 1745г принадлежало Акинфию Демидову. Некоторые жители работали на передельных металлургических заводов на Чугунке и Корелке в Воротынском районе. С 1730 по 1760 г В 1772г Лугинин купив заводы вывез всех работников в Златоуст.
В селе Асташиха родилась моя прабабушка Тюрина (в замужестве Савинова) Мария Федоровна в 1884 году. Еще знаю, что её родителей, то есть моих прапрабабушку звали Тюрина Евдокия и прапрадедушку Тюрин Федор. Скорее всего это 1860-е годы рождения. Наверное, у них был свой дом. Сейчас родственных связей с селом нет. Очень жаль. Информацию знаю от своей бабушки, потому что в своё время выспросила о её родителях.