с. Исады

История села Исады. Лысковский район.

 Название связано с местом схода с судна на берег или место установки рыболовных снастей.

село Исады. Нижегородская область

 Название широко распространено по всей Волге и Оке. Село известно тем, что здесь сделало остановку русское войско во время похода Ивана IV (Грозного) на Казань в 1548 году. В память тех событий был основан монастырь с шатровым храмом в честь святого Стефана, колокола и утварь для обители Иван Грозный указал доставить из Нижнего Новгорода.

 С восстановлением Макарьевского монастыря в 1620 году Исады переходят в его владения, в селе образуется рыбацкая слобода. А с развитием Макарьевской ярмарки Исады используются еще как удобная пристань для переправы с Лысковской стороны. Монастырские власти для сбора за паромную переправу установили избу приказчика и часовню. После переноса ярмарки в Н. Новгород пристань в Исадах приходит в запустение. Исады становятся придатком богатого и торгового Лыскова.

Село относится к Трофимовской сельской администрации.

Село состоит из 1 улицы:

  • Садовая

Индекс: 606239 Проверен 2019 год.

Согласно переписи населения:

2002 года в селе проживало 15 человека из них 8 муж. 7 жен.

2010 года 13 человек из них 8 муж. 5 жен.

Еще одно упоминание о данном селе.

   Селений с названием «Исады» в стране немало, ибо термин обозначает место высадки на берег, торговую пристань с базаром, где выменивались привозные товары, правда, есть и другое значение термина- песчаная коса, заросшая тальником и ивами.  Все это правда в разные времена, имело место и в истории Исад!

 Обращаясь к истории нижегородских сел, нам неоднократно приходится констатировать, что даты их первооснований «теряются в глубине веков». В данном же случае известны не только год и месяц основания Исад, но и причина создания здесь монастыря.

  В 1547 году молодой великий князь Иван IV был провозглашен первым русским царем. Тем самым подчеркивалось не только величие, но и полная независимость государственности России от кого бы то ни было. Но страна продолжала жить в постоянном страхе перед частыми внезапными вторжениями то крымского, то поволжских ханств. Монголотатарское иго было давно уже свергнуто. В Казани с XI  века нередко ставились сторонники Москвы, но достаточно было там в междоусобных распрях захватить власть ее противникам, как на русские земли организовывались военные походы. И вновь, в который уж раз, дымами пожарищ окутывались села и города, тысячами угоняли хлеборобов и ремесленников для продажи в рабство.

  Поэтому главной задачей молодого царя стояло включение земель Поволжья в систему единого централизованного Русского государства, чтоб Волга- главная воднотранспортная магистраль не разъединяла, а наоборот, связывала населявшие ее берега народы, стала мирным путем торговых и культурных их сообщений.

село исады.

  11 декабря 1547 года Иван IV со всем свои многочисленным воинством двинул из Москвы в Понизовье и 26 января 1548 годы был уже в Нижнем Новгороде. Целую неделю воинство готовилось здесь к дальнейшему походу на Казань: грузили заготовленное заранее продовольствие на обозы, ремонтировали одежду и оружие, оковывали прочным железом колеса пушечных станин большого осадного «наряда».

   Лишь 2 февраля полки Ивана IVдвинулись частью по льду, казалось крепко уже вставшей Волги, а частью вдоль нее по правому берегу.  Первую ночевку войска сделали в селе Ельне, вторую – под Работками. Да только сама природа, казалось, была против этого похода. Сильные морозы вдруг сменились оттепелью.

   Три дня простоял Иван четвертый под Работками, ожидая возврата холодов, а затем, приказав полкам под командованием Дмитрия Федоровича Бельского идти по нагорной дороге дальше, вернулся 10 февраля в Нижний Новгород « со многими слезами, что не сподобил Бог его к путному шествию»

 Русские войска по раскисшей хлеби ушли недалеко, лишь до устья речки Сундовик, где и встали, ожидая холодов. В это время, вознося к небу мольбы о благополучии похода, и основали русские воины на становище небольшой монастыре к в честь святого Стефана, срубив в полугорье над Волгой стройный шатровый собор, а для оставшихся там нескольких иноков- кельи в ограде и «кладные» амбары.

Обо всем этом было сразу доложено Ивану четвертому. В течение всего следующего года молодой царь помнил о вновь основанной нижегородской обители.

Лучшим доказательством этому служит факт, что когда во время нового похода на Казань Иван IV прибыл на следующий год сюда. Вложил в монастырь личные свои щедрые дары: специально отлитые в Москве три колокола, икону с золотым фоном Смоленской божьей матери, а также написанное от руки и красочное непрестольное Евангелие. О вкладе «великого государя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержавца» в Стефаньевский монастырь помнил  почти два века, но после неоднократных пожаров в 18 столетии об этом как-то забылось. Память об Иване Васильевиче (Грозном) и его походах по нижегородской земле сохранили летописи и древние документы.  А они рассказывают о следующем.

  В 1570-х годах по юго-восточным землям Нижегородского края прокалились волны так называемой «Черемисской» войны. Подвергся тогда разорению и Стефановский монастырь. Затем Россия погрузилась на десятилетия в «Смуту». Все это время монастыре к оставался небольшим, с одним рубленным храмом, в окружении 18-двровой бобыльской слободки, где жили бортники и древоделы,  кузнец и шорник, обслуживавшие путников Казанско-Нижегородской дороги, ведущей из Москвы в волжское Понизовье, а далее – в Персию и Индию.

 К 1621 году в установившихся более или менее мирных условиях жизни края под защитой обители были срублены 19 государственных житниц , в которые на исходе каждого лета ссыпался «ясашный»(оброчный) хлеб нерусскими народами. Зимним первопутком его на санях отправляли в Москву прямо на государев Житный двор, так что о Стефановской обители не только помнили, но и временами проявляли заботу в Кремлевских царских теремах.

 Летом с началом судоходства по Волге под Стефановский монастырком регулярно устраивалась торговая пристань, где продавались и обменивались купцами всевозможные привозные товары. Здесь же от государевого лысковского кабака летом учреждалась «пьющая изба» с ледниками, дававшая казне весьма значительные доходы. Именно тогда, в XVII столетии, местечко стало чаще именоваться «Исадами», что более точно отражало новое его назначение торговой прибрежной пристани.

Благоприятные условия жизни и занятия ремеслом (любые наработанные товары сразу же находили покупателя) привели к появлению здесь ремесленников самых различных профессий.

  Сохранилось подлинное описание Исад, воссоздающие во всех основных элементах облик древнего монастыря, в том числе собора, после подновления его в середине XVII века лысковчанами- промышленниками Муромцевыми»… на реке на Волге на берегу, на устье речки Сундовика , монастырь архидиакона Стефана. Ограда бревенная ветха, рублена в лапу. В монастыре святые ворота, на воротах образ Спаса Вседержителя, да образ персвятой богородицы, да образ Ионна Предотечи и прочих святых восемь образов, писаны на красках. В монастыре церковь во имя господа бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да в переделе первомученника архидиакона Стефа на древяная, рублена в угол: с осмериком поверх осмерика, шатер, маковица обита деревянную чешуею, крест обит белам железом…»

  Стефаньевский монастырек в 18 веке оставался по-прежнему малолюдным. В тех рубленных кельях жило еще пять иноков. Возле же монастырка сохранялась приписанная ему слободка из 21 двора, 85 бобылей которой платили в обитель денежный и натуральных оброк. Исады жили бедной, размеренной жизнью. Но на них с особым интересом поглядывали власти рядом расположенного , становящегося год от года все более могущественным и влиятельным, Макарье-Желтоводского монастыря.

   Правившая страной царевна Софья уже неоднократно получала их челобитие о приписке Стефаньевской обители к Макарьев-Желтоводскому монастырю. Наконец создалась ситуация, когда отказать им царевна уже не смогла. Еще в 1682 году, когда Софья Алексеевна при помощи стрельцов узурпировала в Москве власть, она пожаловала макарьевскому архимандриту Сергию право полного таможенного сбора на ярмарке. Это были огромные по тем временам суммы, поэтому, укрепившись на троне, царевна в 1685 году объявила ранее данную жалованную грамоту недействительной с официальным объяснением, что была получена в «смутное время». Но при этом требовалось хоть как-то сгладить ситуацию. В качестве компенсации за потерю особых прав на ярмарке 10 декабря 1686 года был издан правительственный указ о жаловании Исад в Макарьев-Желтоводский монастырь в качестве вотчины.

  К концу XVII столетия деревянная церковь в Исадах обветшала. В 1701 году власти Макарьев-Желтоводского монастыря указали срубить здесь новый храм.  Возведение шатров было запрещено еще в 1652 году патриархом Никоном, поэтому новый храм срубили пятиглавым, более скромным по облику.

  Наряду со старой православной появилась единоверческая церковь.  В 1896 году, в преддверии открытия в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленно-художественной выставки, исадовцы стали стоить каменный храм, который сохранился до наших дней.

  Таким образом, многовековая история Исад наглядно доказывает возможность здесь не только активной хозяйственной жизни, но и процветания села при учете географических, природных и исторических условий.

  Возрождение русских сел во много зависит от областных и центральных властей, но не меньшую роль в этом играют личный вклад каждого сельчанина. Приватизация земли – появление на ней заинтересованного хозяина, — думается, сегодня единственный путь возрождения Исад, которые могут, а главное – должны стать здравнице и щедрым садом нашего древнего Нижегородского края.

Фотографии села Исады 2018 год.

деревня исады. Исады. Церковь Николая Чудотворца. Лысковский район храм село Исады.

Первое видео о том как я пытался добраться до села Исады.  

Ехал летом 2017 года.

Второе видео 2018 год добрался. Но другой дорогой.

Село Исады. На картах Менде 1850 года

Исады Лысковский район.

Уважаемые гости нашего сайта.

Если у Вас есть что добавить. Например старые фото данного населенного пункта или кусочек истории от рассказа бабушки.

То непременно напишите в комментариях к данной статье, или на почту taktichniy25@mail.ru с пометкой «Для исторического сайта».

Благодарим Вас за помощь в сохранении истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.