История села Балеевка. Пильнинского района.
История возникновения села Балеевка точно неизвестна, старожилы считают, что Балеевке примерно 300 лет. Раньше было ведь два села Контево-Балеевка и Балеевка-Удельная. В Контево-Балеевке правил князь, все земли были его и весь народ работал на него. А Балеевка-Удельная возникла чуть позже. Рассказывают, что мамешевский князь Егор поселил гам на жительство монастырские семьи из Нижегородского монастыря. Но у них не было своей земли. Вот из-за этого и началась у них вражда с жителями Контево-Балеевки. Мужики выходили в поле драться с вилами, косами, топорами, дело доходило до убийства. Вызвали из И. Новгорода по этому поводу землемера в Удельную Балеевку. Решили пойти на хитрость — сшили землемеру шубу, напоили, накормили его. Ну. землемер и разделил их земли, сказал: где пройду — там ставьте вешки! Слово — закон. На том и порешили. Наделил землемер и каждой семье по участку земли.
Основным занятием в селе было сельское хозяйство. Сажали картофель, лук, сеяли пшеницу, рожь, овёс, горох, морковь, капусту, огурцы, лён. У каждой семьи было своё хозяйство. Держали все скот — коров, овец, лошадей, свиней, кур, гусей. Если были излишки, то возили на базары продавать.
Очень зажиточных крестьян в селе не было, семей 5-7. Наоборот, в редкой семье хватало хлеба. В каждом хозяйстве был свой амбар, где держали запасы зерна, муки. круп. Молоть зерно возили на мельницу в Жданово. Правда, и своя мельница небольшая была в Балеевке До коллективизации в селе не было ни артели, ни коммун Раскулачили в Балеевке пять семей.
О создании колхозов решали на сходе, образовалось два колхоза. Имени Свердлова и им. Карла Маркса. Председателями были Осипов Дмитрий и Карезина Таисья. В колхоз народ шёл охотно, обо всех покупках решали на сходе — будь то трактор или молотилка. Примерно в 1953 году колхозы объединились. Оплату в колхозе производили на трудодни, на один трудодень давали 2 кг зерна и 7 кг картошки, так что, начало коллективизации было хорошим временем. По сравнению с дореволюционным временем стали жить хорошо. Когда началась война, все мужчины ушли на фронт. Остались женщины, дети да старики. Жилось в ту пору очень тяжело. Работа для женщин была непростая, поделали всё. Все, кто вернулся с войны, стали работать в колхозе. Село начало вновь оживать, колхоз стал крепнуть. Держали большие фермы, повысились урожаи, стали получать хорошую прибыль. Колхозники понемногу стали строиться, строили и в селе. Открыли новый магазин, школу, клуб. Молодёжь начала оставаться в селе жить и работать. В домах появилось радио, газ, телевизоры. Стало расти и крепнуть благосостояние жителей.
В 1688 году была выдана грамота царей Иоанна, Петра Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны Амвросиевскому Дудинскому монастырю на владение деревней Балеево с угодьями и покосами.
Последние царские грамоты о землевладении относятся к эпохе Петра I,взявшем в Никольском Дудине монастыре золото на Шведскую компанию. Эта грамота Ивана и Петра Алексеевичей (1690 и 1699 гг.) на землю, сенные покосы, и лесные угодья, принадлежащие монастырскому селу Никольское в Ядринском уезде и грамота Петра Алексеевича (1697 г.) на рыбные ловли, сенные покосы и выменянную землю и крестьян в деревне Балееве Алатырского уезда (бывшие Булгарские земли, серьёзная связь со столицей Булгар). Кроме царских грамот Дудин монастырь имел грамоты на свои владения от патриарха Иова (1602 г.) и патриарха Филарета Никитича (1620 г.) на деревню Троедворы, а в 1626 году о Скоробогатовской пустоши. В 1691 году настоятель получает грамоту от патриарха Адрана О владении променными землями в деревне в Балеево Алатырского уезда. У монастыря была жалованная земля и во Владимирской уезде 3685 саженей (=2,48 м) пустоши, которую обитель сдавала в наём по 8 рублей. (корова стоила 1,5 рубля).
В связи с секуляризационными реформами начала XVIII в. в 1701—1705 гг. Дудин Амвросиев во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь был лишён права распоряжаться доходами с земельных владений, получал вместо них из Монастырского приказа 70 р. 40 к. в год. Когда с начала 20-х годов XVIII века эта выплата в полном объёме прекратилась, на расходы и жалованье братии поступали платежи только из одной вотчины — с. Балеева Алатырского уезда по 10 р. в год. Монастырю были возвращены находившиеся некогда в его владении около 600 человек, 326 из которых находились на пашне и других работах, а остальные — на рублёвом оброке. Часть земель и угодий сдавалась Дудину монастырю в аренду.
В 1762—1764 годах деревня Балеево входила в состав Пьянского стана Алатырского уезда.
В ведомости Симбирского наместничества за 1780 год значится деревня Балеева, при суходоле, с ревизскими душами в количестве 161 человек, из которых 99 экономических крестьян и 62 помещиковых крестьян. В это время деревня Балеева перешла из Пьянского стана Алатырского уезда в состав Курмышского уезда.
На хранении в ГКУ Центральный архив Нижегородской области (ГКУ ЦАНО) имеется дело по прошению князя В. И. Мустафина о разрешении въезда в лесные казённые дачи крестьянам с. Мамешево и д. Балеево от 31 октября 1795 — 24 сентября 1796 года.
Автор статьи:
Состоит из 6 улиц:
- Колхозная
- Нагорная
- Новая Линия
- Победы
- Полевая
- Школьная
Индекс: 606490 Проверен 2021 год.
Согласно переписи населения:
2002 года проживало 7 человека.
2010 года 2 человек.
Село Балеевка. Пильнинского района. На картах Менде 1850 года.
Уважаемые гости нашего сайта.
Возможно у Вас есть что добавить.
Например:
—старые фото населенного пункта.
—кусочек истории от рассказа бабушки.
Напишите в комментариях к данной статье, или на почту taktichniy25@mail.ru с пометкой «Для исторического сайта».
Благодарим Вас за помощь в сохранении истории.