с. Красный Ватрас

 История села Красный Ватрас. Спасский район.

Относится к Новоусадскому сельсовету.

Первое упоминание о месте расположения села встречается в Писцовой книге 1621 –
1623 годов, писцы отметили пустоши между реками Ургой и Товочанкой, где и расположилось село.

В 1670 году уже имелась приходская церковь. В 17 веке в Ватрасе, который называли Монастырским, расположенном на перекрестке губернских дорог, был настоящий «проходной двор», через который проезжало много разного люда, причем различного вероисповедания. Стало развиваться предпринимательство. Близость волжских пристаней в Лыскове и Бармине, с которых тогда велась торговля хлебом, делало выгодным развитие в Ватрасе мукомольного промысла.

В первой половине 19 века селами и деревнями стало управлять Министерство
государственных имуществ и с тех пор Ватрас стали называть Казенным.
В Ватрасе жили крестьяне Котовы, Щурины, Кляповы, Строгановы, Обливины,
Гусевы, Шентеровы, Пименовы, Щетинкины, Макаровы, Осламовы, Назаровы,
Вавиловы, Туриловы, Роговы, Архиповы, Бирюковы, Тумановы, Рубцовы.

В конце 18 века в России проводилось Генеральное межевание земель. В документе
было записано: « В том селе две церкви деревянные: 1 – я во имя Рождества
Христова с приделом во имя Иоанна Предтечи, 2 – я во имя Святителя и Чудотворца
Николая…» Тут же отмечено, что рядом на Урге и впадающей в неё Уронге имелись
пять мельниц и две мельницы на речке Ватраске. По данным пятой ревизии 1795 года
в Ватрасе было 400 дворов, в которых проживало 1967 человек.

Старинные промыслы села.

   Монастырский Ватрас был едва ли не единственным местом губернии, где жили
мастера по выделке замши из лосиных шкур, их было трое. Развивались в селе
и другие промыслы: 11 человек имели бондарные мастерские, пятеро –
кузницы, пять владели ветряными мукомольными мельницами. Кроме того,
местные женщины вязали из шерсти носки и варежки, которые продавали на
местном рынке.

Здесь активно стала развиваться обработка овечьих кож – овчин, из которых шились
полушубки –главный вид зимней одежды русского крестьянина, вследствие чего спрос
на такую продукцию был всегда. К концу 19 века в Ватрасе значилось уже 80 овчинных
предприятий с общей ежегодной производительностью до 100 тысяч штук овчин.

История храма. Религиозная жизнь жителей.   

  Первая деревянная церковь появилась в Ватрасе ещѐ в 17 веке, а в конце 18 века здесь было уже два деревянных храма. В 1830 году вместо них над селом поднялся первый в
Спасской волости каменный храм. Он был освящен в честь Рождества Христова и имел приделы во имя Иоана Предтечи и Святителя и Чудотворца Николая.

В храме служил священник, дьякон и дьячок, которые владели в селе 6 десятинами земли, которую обслуживали местные крестьяне. В 1887 году в Монастырском Ватрасе
было открыто одноклассное церковноприходское училище, которое располагалось в доме священника Петра Красовского, который преподавал в училище Закон Божий, а
для обучения чтению и письму церковный приход нанимал учителя. Учебные пособия приобретались за счет пожертвований односельчан. Число учеников первоначально
было небольшим – восемь мальчиков и две девочки. Впоследствии церковно – приходское училище перешло в ведомство Васильсурского уездного земства и размещалось в специально построенном на окраине села деревянном здании.

Таким образом, приходская церковь была центром образования на селе и организацией, которая единственная вела запись актов гражданского состояния населения.
Богатые ватрасцы делали подарки церкви, покупали иконы и книги в дар, оставляли деньги на помин души, а так же покупали землю в церковной ограде, где после смерти
устраивали захоронения. К сожалению ни одно из захоронений не сохранилось до наших дней.

Но не все жители исполняли обряды официальной православной церкви. Монастырский Ватрас, расположенный на перекрестке губернских дорог, был настоящим «проходным двором», через который проезжало много разного люда, причем различного вероисповедания. Да и сами жители села активно разъезжали по территории края, общались с различными людьми, в том числе и старообрядцами, которых среди торгового люда было немало. Ватрасские раскольники тяготели к поморскому согласию, которое возникло на севере России – в Поморье в 17 веке.
Поморцы отрицали институт священства и церковную иерархию, как и все старообрядцы, крестились двумя перстами, вместо поясных поклонов совершали земные, имея для этого специальные подушечки – подголовники, во время богослужения двигались по Солнцу. Поморцы отличались строгой набожностью и замкнутостью. Они воздерживались от употребления спиртных напитков; питались только из своей посуды, отказываясь принимать пищу из одной чашки даже вместе с родственниками, если те исповедовали иную веру. Сторонясь односельчан при жизни, старообрядцы стремились к уединению и в загробной жизни – хоронили их отдельно, раскольничье кладбище сохранилось в Ватрасе до сих пор.

Число раскольников значительно увеличилась после выхода закона от 3 мая 1883 года, который предоставил старообрядцам право свободно совершать свои религиозные обряды. Среди старообрядцев было много состоятельных и богатых ватрасцев. Сторожилы вспоминают, что в селе была старообрядческая молельня, которая, скорее всего, находилась на улице Зеленой (или Голодаихе, как она называлась раньше).

Сейчас в селе проживает несколько человек, которые считают себя старообрядцами – это Шеронова Е.А. и Еминцев П.Г. В храм они не ходят, но практически ничего не могут сказать об основах старообрядческой веры, единственно, что они хотят, быть похоронены на старообрядческом кладбище.

В момент установление советской власти.

  Отношения с новой властью у жителей села сложились настороженные. Жители, привыкшие быть самостоятельными в ведении своего хозяйства, не желали подчиняться новым порядкам, поэтому весной 1918 года в селе прошли крупные антибольшевистские выступления. Скорее всего, они были связаны с продразверсткой, проводимой большевиками, но истинной причины нам сейчас назвать никто не смог, потому
что либо о ней не слышали, либо уже забыли. Для наведения порядка и установления советской власти в Ватрас был прислан коммунист Стеклов, которого восставшие крестьяне видимо, убили, за что в село был прислан карательный отряд. Для наибольшего устрашения восставшего населения по церкви были произведены выстрелы по церкви, стреляли, скорее всего, от села Быковки Воротынского района, от
которых осталась большая пробоина, но сама церковь устояла. Пробоина просуществовала до момента реставрации церкви в 1990 году. С 1913 по 1931 год священником Христоворождественской церкви в Ватрасе был Милорадов Василий Викторович, старостой служил Яков Кальмин, звонарем – Галкин Андрей.

С 1931 по 1938 год священником стал Красицкий Александр Александрович (что стало с прежним священником неизвестно, некоторые говорили, что его перевели в другой
приход, другие – что он отрекся от сана). В это время при церкви существовал хор, который насчитывал 25 человек, при нeм даже был дирижер Дмитрий Павлович, имевший, скорее всего музыкальное образование, так как в хоре пели по голосам; басами пели братья Тюляпкины – Павел Степанович и Иван Степанович, Лячканов Григорий Петрович, тенором пел Рогов Петр Михайлович. На правом клиросе пели и
мужчины и женщины, а на левом только женщины – Ивлекова Мария Петровна, Горячева Зинаида Петровна, Тюляпкина Зинаида Семеновна, которая пела в хоре с 13 лет и сумела сохранить в памяти эти имена. До конца своих дней Зинаида Семеновна пела в церковном хоре, приложила много сил для того чтобы храм в селе снова стал действующим, к сожалению в 2002 году Зинаиды Семеновны не стало.

В 1938 году Красицкий отказался от сана добровольно и вступил в партию большевиков. Другого священника в село не прислали, но официально церковь в Ватрасе не закрывали. При отсутствии священника службы в церкви прекратились сами собой, да и посещение храма новая власть не приветствовала. Имущество храма постепенно расхищалось. Кто – то забрал иконы, книги, церковную утварь, что – то из унесенного сохранилось, а что – то бесследно исчезло. Конечно, можно было запретить человеку посещать церковь,но заставить верующего человека в одночасье отречься от
вековых традиций и веры нельзя.

Практически в каждом доме имелись иконы и хотя в «красный угол» их не ставили, боясь преследования, в чулане за занавеской иконы обязательно были. Родители были людьми верующими, воспитанными на религиозных традициях, поэтому по большим праздникам и по воскресениям ходили на моления, которые устраивались на дому. Такие молельни были на каждой улице. Так как соблюдение традиций и церковных обрядов является основополагающим моментом в православии, верующие не могли позволить, что бы их дети вступали в жизнь некрещеными, брак не был освящен, умерший не отпет. Детей часто крестили на дому или возили в Семьяны, Каменку Воротынского района или в Лысково, где были действующие церкви. Венчались многие тоже в Семьянах. Умерших отпевали не священники, а те люди, которые
молились и знали основы обряда отпевания. Постепенно данные обряды отходят на второй план, если в 30 -50 годы детей не крестили только коммунисты и активисты,
то в 60 – 80 таких становится все больше. Венчаться так же перестало быть обязательным. И хотя в эти годы запретов было уже меньше и гонений по религиозным взглядам не было, число людей верующих значительно сократилось. Молодое поколение было воспитано на принципах марксизма – ленинизма, в основе которого лежал атеизм, а религия воспринималась как опиум для народа. Количество молелен
на селе сократилось и к 80 – м годам их осталось всего две, одна на улице Дальней в нежилом доме, другая на улице Советской, да и то туда ходили только старушки, молодежь уже интереса не проявляла. Хотя практически в каждой семье соблюдались традиции проведения больших православных праздников.

Все отмечали Рождество, и хотя молиться не ходили, соблюдали сочельник, не включали телевизор, не устраивали праздников. В Крещение ходили на «Святой
колодец» приносили воду, которую потом хранили целый год и пили когда чувствовали недомогание, умывали ей младенцев. Практически все и взрослые, и дети весело отмечали Масленицу. Взрослые ходили, друг к другу в гости, дети катались на лошадях, пекли блины, устраивали веселые посиделки. Так же отмечали и Пасху. Как правило, к ней готовились заранее, убирали дом, некоторые соблюдали пост, но таких было немного и в основном это были пожилые люди. Самым интересным для детей было собирать яйца, есть пасху и куличи, которые были лакомством. Причем собирать яйца, как правило, в школе запрещали, поэтому мы, будучи детьми, старались обойти дома, где жили учителя и директор школы. За такое непослушание можно было серьезно
поплатиться, в школе могли выставить на линейке, исключить из пионеров или на несколько дней из школы, а это было большим позором. В 50 -60 годы иногда воскресение, на которое приходилось Светлое Христово Воскресенье, объявляли учебным днем. Но, несмотря на все запреты, ребятня охотно бегала и собирала яйца, особенно в послевоенные голодные годы. Если кто – то хотел скрепить
узы брака в церкви, то ходили пешком в Семьяны самый близкий действующий храм в округе, туда же носили крестить детей. Венчались тайно, как правило, не в день свадьбы, а после, иногда вместе с крещением первого ребенка.

Во второй половине 80 – х годов изменилась политика советского государства в частности и в области религиозной политики. Начался процесс восстановление разрушенных храмов, восстановление духовной основы русского народа.
В 1990 году в Красном Ватрасе вновь начались службы в Христоворождественском храме. Усилиями жителей села, среди которых Столбова Т.А, Леонтьева А.А, Котова В.В,
Посадова М.М, Кучерова М.И и многие другие, удалось отремонтировать храм, вернуть церковную утварь. Венчальные венцы были привезены из Семьян Воротынского
района. Одна из икон принесена из Спасского, на руках, так как издревле на Руси иконы либо переносили на руках, либо перевозили на санях. Первым священником был прислан Бочкарtв Андрей Викторович, который активно занимался восстановлением храма. Активную поддержку в деле восстановления храма оказывали районная администрация, сельский совет, правление колхоза имени Кирова, которое тогда возглавляла Егорова Людмила Александровна.

В современной жизни села церковь имеет большое значение. Жители посещают храм в православные праздники, проводят обряды крещения, венчания, причастия, отпевания.
Для детей и подростков храм стал неотъемлемой частью жизни, тем, что сопровождает их на протяжении всей жизни.

История колхоза с 1930 по1961 год.

  В 1929 году была организована первая сельскохозяйственная артель имени Когановича,
она была организована председателем сельсовета С.И.Тумановым. Овчинно-шубное производство сохранилось в артели «Красный Восход», которая была объединена со
Спасской шорно-сыромятной артелью. Объединенную артель стали называть «Смычкой», её центром становится Ватрас.

В 1950 году в Красном Ватрасе был создан объединенный колхоз имени Кирова. Колхоз имени Кирова, просуществовавший 30 лет, десять из которых его возглавляла
Л.А.Егорова, так же распался на множество мелких. Животноводческий комплекс
«Агро-1 прекратил своё существование через 5 лет.

Красноватрасский сельский дом культуры в 1960-1970 годы.

Красноватрасский сельский дом культуры в 1960-1970 годы

Запруда около сельского дома культуры. Село Красный Ватрас 1960 годы.

Запруда около сельского дома культуры. Село Красный Ватрас 1960 годы.

Игры детей в те годы. Вот было детство. 

Игры детей 1960 год. В селе Красный Ватрас.

Мельница на реке Угра и дом мельника 1960 годы.Мельница на реке Угра и дом мельника 1960 годы.

Пожарная каланча. Село Красный Ватрас.

Село состоит из 10 улиц:

  • Дальняя
  • Колхозная
  • Молодежная
  • Школьная
  • Дол
  • Луговая- название происходит от того, что улица доходит прямо до поймы
    реки Урги, где были заливные луга. В советское время улица Луговая сохранила своё
    историческое название.
  • Отары
  • Зеленая
  • Механизаторов
  • Советская- раньше называлась Верзний конец получила такое название по месту расположения, выше центра
    села.

Индекс: 606288 Проверен 2019 год.

Согласно переписи населения:

2002 года в селе проживало 965 человека из них 448 муж. 517 жен.

2010 года 858 человек из них 388 муж. 470 жен.

Село Красный Ватрас. Спасский район. На картах Менде 1850 года.

село Красный Ватрас. Спасский район.

Уважаемые гости нашего сайта. 

Если у Вас есть что добавить. Например старые фото данного населенного пункта или кусочек истории от рассказа бабушки.

То непременно напишите в комментариях к данной статье , или  на почту taktichniy25@mail.ru с пометкой » для исторического сайта »

Благодарим Вас за помощь в сохранении истории. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.